Зиннатуллина Гульнара
Конспект занятия на тему «Дружба народов»
Конспект занятия Тема : «Дружба нации и народностей»
Автор: Зиннатуллина Г. Р.
Воспитатель МБДОУ д/с №10 «Белочка»
Конспект занятия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Белочка»
Тема: «Дружба нации и народностей».
Воспитатель:
Зиннатуллина Г. Р.
г. Нижневартовск 2021г.
Публикация «Конспект занятия на тему „Дружба народов“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель: углублять знания детей о жизни (быте, традициях, кухне, народных костюмах) людей разных национальностей, проживающих в Нижневартовске, формировать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о родном городе: его название, традициях, кухне, народных костюмах. Познакомить о народах, которые проживают в нашем городе Нижневартовск.
2. Воспитывать интерес к истории родного города. Вызвать чувство восхищения им, чувства уважения, гордости за свою сторону.
3. Развивать зрительную память, внимательность, речевое общение: отвечая на вопросы поискового характера полными предложениями, стараясь аргументировать ответ.
Оборудование и материалы: куклы в национальных костюмах, национальные костюмы для детей (русский, татарский, мордовский, образцы народных промыслов (иллюстрации, национальные блюда, сладости.
Ход занятия:
Воспитатель: В какой стране мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: а мы с вами…
Дети: Россияне.
Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна-это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.
Вспомним, какие народы проживают в России.
Дети: В России проживают: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о народах, которые проживают в нашем городе Нижневартовск. Людей, каких национальностей вы знаете?
(дети называют национальность, воспитатель выставляет кукол в народных костюмах этой национальности).
Дети: В Нижневартовске проживают русские, татары, мордва и другие национальности.
Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.
Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме.
Дети: На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.
Воспитатель: А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма — красивый пояс – пулай.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину одевали только по праздникам.
Физкультминутка (татарская народная игра)
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.
Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.
Воспитатель: Что такое народные традиции?
Дети (высказывают свои ответы).
Воспитатель: Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, Иван Купала, Кузьма Демьяна, Ильин день.
Воспитатель: А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Ураза Байрам – праздник приношения даров. У мордвы праздник Келу-молян посвящен молению березе.
Итак, у каждого народа есть свои праздники, народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории Сергача и Сергачского района и нашего государства в целом.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете чем?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. Какие народные сказки вы знаете?
Дети: Русские народные сказки : «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка», «Репка» и т. д. Татарские народные сказки : «Гульчечек», «Как дурак разум искал», «Зилян», «Соловей», «Шурале». Мордовские народные сказки : «Дочка с веретенце», «Лиса и медведь», «Дуболго Пичай».
Воспитатель: Сказки всех народов очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы в Нижневартовске так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Богата наша сторона и народными промыслами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов)
Воспитатель: Вспомните, какие русские народные помыслы нашей местности вы знаете?
Дети: плетение лаптей, изготовление посуды из глины, валяние из шерсти валенок, шитье одежды и обуви из кож, резьба по дереву.
Воспитатель: В Мордовии женщины занимались вязанием и бисероплетением. Татары обрабатывали шкуры зверей, изготавливали бочки (бондарный промысел, занимались производством кирпича.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
У мордвы кисломолочный напиток – Арям, пирог Лукш с многослойной начинкой из пшена, творога, яиц и курицы.
Татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак.
(В конце праздничное чаепитие с национальными сладостями).
Итог занятия
Воспитатель: Мы сильны своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны