Лучший педагог года

Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка

Наташа Писаренко
Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективность и качество экологического образования детей в Образовательной Организации определяет образовательная программа, которая формирует образовательный процесс и отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка.

Публикация «Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка» размещена в разделах

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который закрепил право дошкольных учреждений использовать вариативные образовательные программам. Каждому образовательной организации предоставлено право самостоятельно разрабатывать, или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы детского образовательного учреждения. Вариативность программ, в условиях новой образовательной политики выступает важнейшим условием соблюдения закона «Об образовании». Таким образом можно обеспечить уровень и направленность работы дошкольного учреждения, учесть образовательные запросы семьи, развитие индивидуальности ребенка, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Одна из задач программ дошкольного образования - развивать у детей на основе разного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность проявлять гуманность в деятельности, в поведении. Ребенок должен быть, развит интеллектуально, освоить позиции субъекта в детских видах деятельности. Другая важная задача - обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения; любознательности, познавательной активности. Итогом познавательного развития ребенка должна стать способность самостоятельно решать доступные возрасту задачи, осознанно использовать усвоенные приемы, проявлять интерес к экспериментированию.

В дошкольном образовательном пространстве регионов действуют комплексные и парциальные программы. Комплексные предлагают взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы в условиях детского сада на основе единой педагогической концепции. Парциальные определяют содержание одного или нескольких направлений работы учреждения на основе определенной педагогической концепции. Целостность процесса обеспечивается применением одной комплексной программы или набора парциальных с единой концептуальной основой.

Дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка ознакомления с миром живой и неживой природы. Парциальная программа «Юный эколог» (автор А. С. Николаева) состоит из двух подпрограмм : «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Первая предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Другая предназначена для взрослых, которые занимаются экологическим воспитанием детей. «Экологическое воспитание дошкольников» имеет 7 разделов. Первый раздел представляет интерес тем, что в нем рассматриваются — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Второй и третий разделы направлены на ознакомление с жизнью растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Четвертый раздел определяет роль среды обитания в процессе индивидуального развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом разделе программы раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел указывает разные формы взаимоотношения человека с природой. В последнем разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Программа «Наш дом — природа» (автор Н. А. Рыжова) ставит целью воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Авторская программа, обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение» и предназначена для работы с дошкольниками в старшей и подготовительной группы. Программа интересна тем, что в основу закладывается формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дошкольники знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дополняют информацию о компонентах неживой природы, таких как «Песок», «Вода» и др. Далее они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщает и анализирует данные ранее представления о живой и неживой природе, об особенностях живых организмов, их разнообразие и распространение, о среде обитания и связи внешнего вида живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде.

Комплексная Программа «Из детства – в отрочество», (авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик) нацелена на то, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей. Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет. Авторы программы выделяют, что в развитии познавательной сферы первостепенное значение имеет эмоционально-чувственное постижение мира, которое обеспечивает человеку интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. В программе выделен раздел «Познавательное развитие». Цель: развивать самостоятельную поисковую деятельности на основе обогащения сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта основанного на познавательных интересах, потребностей и способностей детей. Задачи: расширять кругозор детей посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания окружающего мира; в соответствии с возрастными нормами развивать познавательные процессы (восприятия, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.); создавать условия для выявлению самостоятельной познавательной активности детей и подержанию избирательных интересов; формировать целостное отношение к миру.

Разработанная И. Э. Куликовской программа «Детское экспериментирование» своей целью ставит создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Использование этой программы позволяет решать следующие задачи:

- формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);

- формировать у детей элементарные географические представления;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему

миру;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т. д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.

Интерес представляет образовательная программа «Мой край – моя святыня». Авторы Л. А. Бобылева, А. В. Султанова. Цель: Заложить основы экологического сознания и восприятия ребенком себя как части природы, осмысление своей значимости в решении экологических проблем; реализации национально-регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников. Задачи программы : изучение специфики и самоценности природы Северной Осетии; формирование эмоционально-чувственной сферы ребенка через эмпатию (сопереживание, сочувствие, рефлексию (понимание другого путем размышления за него) и идентификацию (самоотождествление); создание условий для свободного смыслопорождения; активизировать интеллектуально-познавательную деятельность ребенка через тренировку мыслительных операций и формирование системного мышления, творческого воображения; воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего, гуманные и эстетические чувства. Особенностью программы является то, что программа предназначена для детей 5-7 лет. В основе программы лежит краеведческий принцип. Этот принцип несет в себе первичную информацию о природе и те стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе. Развивающее обучение реализуется через развитие поисковых функций интеллекта и активизацию детского мышления с применением следующих технологий: развитие творческого воображения, теория решения изобретательных задач, восприятие и преобразование окружающего мира через моделирование, основанное на символической аналогии, речевые логические задачи, как средство выражения связей и зависимостей предметов и явлений природы.

Используемая литература:

1. Бобылева Л. А., Султанова А. В. Мой край – моя святыня: Программа по экологическому образованию дошкольников и методические рекомендации к проведению занятий. Владикавказ. : СОГУ, 2000. – 53 с. детском саду. М. :Мозаика-Синтез, 2010. -112с.

2. Доронова Т. Н. и др. : Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. М. : Просвещение, 2007. - 143 с.

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

5. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М. : Карапуз, 2005. – 192 с.

Публикации по теме:

«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы)«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника» 1. Понимаете ли Вы значимость экологического воспитания? 2. Есть ли у Вас дома домашние животные? 3. Приучаете ли Вы ребенка ухаживать за животным?.

Отчет по экспериментальной работе в рамках программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся Министерство образования и науки Республики Тыва МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла РТ» ОТЧЕТ об апробации Комплексной.

Перспективное планирование развивающей программы эмоционального развития детей Развитие ребенка взаимосвязано с его особенностями мира переживаний и чувств. Эмоции влияют на развитие познавательных процессов и поведение.

Содержание программы воспитателя по ФГОС. Разработанна на основе программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы. Содержание: I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…. 1.2. Цели и задачи реализации программы….

Технология разработки программы развития ДОО - титульный лист; - паспорт программы; - информация о ДОУ; - проблемно ориентированный анализ состояния образовательного процесса; - концепция.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста» Экологическое воспитание ребенка. «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу.

Эссе воспитателя по реализации программы развития «Ели вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас» К. Д. Ушинский. Жизнь человека, как лёгкий.

Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы) Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Педагогами, психологами и другими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 18:19
+54Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Писаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД