Хуако Мариет Азаматовна
«Дорога без опасности». Формирование ОБЖ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ №4 «БУРАТИНО» а. ВОЧЕПШИЙ МО «ТЕУЧЕЖСКИЙ РАЙОН» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Сегодня проблема безопасности на дорогах - это не только вопросы законодательства, дисциплины, порядка и технического обеспечения. Это нравственная проблема, о которой мы должны громко говорить. Можно много рассуждать о несовершенстве дорожной инфраструктуры и самих трасс, о пробелах в законодательстве, но главная причина ДТП из года в год не меняется. Она одна - грубое нарушение правил дорожного движения.
Публикация «„Дорога без опасности“, Формирование ОБЖ в детском саду» размещена в разделах
Проблема повышения безопасности детей продолжает оставаться актуальной. Анализ дорожных происшествий с участием детей показывает, что большинство из них связано с отсутствием безопасных условий для детей. Если обратится к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, то работа во многом стала вестись целенаправленно и системно, совершенствуются формы и методы, расширяется спектр проводимых мероприятий. Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривающий образовательную программу с изучением правил безопасного поведения на дорогах. Разработан комплекс для обучения родителей формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны
принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Сегодня главное – вернуть взаимоуважение участников дорожного движения, помочь и водителям, и пешеходам осознать, насколько важно и необходимо соблюдать правила дорожного движения.
На протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье
детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Это, достигается, прежде всего, четким взаимодействием между различными ведомствами.
Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности детского сада является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Проживая в ауле, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на детский сад родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения нам взрослым необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — наши потребностью человека.
В нашем, дошкольном учреждении осуществляется обучение дошкольников культуре поведения на улице, и оно тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.
Ведь часто, именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.
Задача каждого воспитателя детского сада — организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Необходимым условием успешного обучения наших дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателям у нас в методическом кабинете подобраны методическая и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр, кинофильмы. Необходимый материал постепенно накапливается и непосредственно в группе, где дети могут свободно использовать его в играх, закрепляя полученные ранее знания.
На участке детского сада создана специальная площадка — игровое пространство, включающее перекрестки нескольких типов, образуемые примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальные машины, велосипеды) на занятиях и в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения.
Для правильной организации работы с детьми по формированию навыков культурного поведения на улице очень важно постоянно повышать квалификацию педагогов.
На производственных и педагогических совещаниях обсуждаются такие вопросы:
анализ детского дорожно-транспортного травматизма в ауле, районе; организация и планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения;
передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице; требования, предъявляемые к воспитателям при передвижении с группой детей по улицам и дорогам.
На видном месте, специально оформлены уголки под рубрикой «Мой путь домой».
Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды мы всегда подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Кроме того, активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми (строительство площадок, изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр) повышает их ответственность.
Большую помощь дошкольным учреждениям в предотвращении детского травматизма оказывают сотрудники ГИБДД района и города. Их непосредственное участие в занятиях, играх на площадках делает эти занятия для детей более интересными, и они легче запоминают необходимые правила.
Немаловажное значение в работе предупреждения детского травматизма имеет работа нашего кружка «Юный пешеход»
Программа " Юного пешехода " предусматривает:
- обучение ПДД, поведению на улице
- практическую проверку полученных знаний, умений и навыков.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Реализация программы рассчитана на 3 года. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий и начинается во второй младшей группе. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
По видам деятельности наша программа относится к ознакомительной, умственной, музыкальной, физкультурно-спортивной. На занятиях используются групповой, индивидуальный и игровой (развлекательный) методы работы.
Целями программы являются:
- создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
- формирование у детей потребности в охране жизни и здоровья;
- обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:
1. Добиться того, чтобы занятия по ПДД стали потребностью детей.
2. Сформировать осознанное отношение к занятиям по ПДД.
Для выполнения намеченной работы необходимо подготовить: кабинет для теоретических занятий по ПДД, наглядные пособия, методическую литературу.
Структура проведения занятий:
Каждое теоретическое занятие начинается с повторения ранее изученного материала: ПДД, дорожных знаков и т. д. Затем дается новый материал по ПДД. Он закрепляется с использованием фильмов, примеров из художественной литературы и т. д.
Заключительная часть занятия проводится в форме, викторины, конкурса (в т. ч. рисунков); продолжается составление загадок, написание стихов, сценариев на тему дорожного движения; изготовление дорожных знаков, таблиц, карточек.
Опыт нашей работы показал, что теоретические знания, полученные детьми, необходимо закреплять на практике, поэтому у нас в детском саду обустроена площадка.
В тематический план " Юного пешехода " включен следующий материал:
Правила дорожного движения (60 ч) :
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
Можно с уверенностью заявить, что проведение подобной работы в образовательных учреждениях, налаживание межведомственного взаимодействия будет способствовать решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового, культурного и патриотического поколения. Вот уже более десяти лет детей правилам ПДД учат воспитатели Хуако Мариет Азаматовна и Кушу Эльмира Чемалевна, используя следующие методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге :
- Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
- Для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
- Объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
- Когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
- Указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
- Закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
- Развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
- Развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
- Не запугивать ребё нка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
- Читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
К моменту поступления в школу наши дети хорошо ориентируются в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагируют на них, и знают основные правила для пешеходов.