Майя Насырова
Дополнительное образование «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 – ОБРАЗОВАТЛЕЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
Кружок во второй младшей группе «Маргаритка»
На тему: «Веселая математика»
Воспитатель: Насырова Майя Борисовна
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительное образование „Веселая математика“» размещена в разделах
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Веселая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 15 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Задачи программы
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Общая характеристика предмета
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
• Цель: Совершенствование умения считать в пределах 5, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
• Цель: Развивать умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб). Развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме (круглый, квадратный); устанавливать соответствия между двумя группами предметов.
Развивать мышление, внимание, память, речь.
3. «Определение величины»
• Цель: научить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине. Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку. Учить использовать в речи результаты сравнения; большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Цель: научить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счётный материал правой рукой слева направо; учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу; учить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперёд, назад. Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; различать и правильно времен года.
5. «Решение логических задач»
• Цель: развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Место курса в учебном плане
Программа предназначена для работы с детьми 3-4 лет, рассчитана на 1 год обучения:
Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности - 15 мин.
Ценностные ориентиры содержания
занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятное.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.
Мониторинг умений проводится 1 раза в год: в октябре и апреле.
В конце учебного года проводится итоговое развлечение
№ Название темы Теория Месяц
1 Добро пожаловать
в математику Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. Сентябрь
2 неделя
2 Знакомство с понятиями один и много. Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. Сентябрь
4 неделя
3 Утро. Большой -маленький Познакомить с частью суток-утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации ;сравнивать знакомые предметы по величине. Октябрь
2 неделя
4 День. Круг. Познакомить с частью суток –день, с геометрической фигурой –круг; обводить круг по точкам. Октябрь 4 неделя
5 Вечер. Высокий-низкий. Познакомить с частью суток-вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине. Ноябрь
2 неделя
6 Ночь. Сравнение предметов, Познакомить с частью суток-ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; упражнять в рисовании предметов округлой формы. Ноябрь
4 неделя
7 Число 1и 2. Толстый, тонкий. Познакомить с числом 1 и2 и цифрой1 и 2; сравнивать знакомые предметы по величине: толстый, тонкий. Декабрь
2 неделя
8 Слева, справа, на, под. Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. Декабрь
4 неделя
9 Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. Январь
2 неделя
10 Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. Январь
4 неделя
11 Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание. Февраль
2 неделя
12 Зима. Число 4. Квадрат. Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года –зима. Февраль 4 неделя
13 Геометрические фигуры. Логические задачи. Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Март
2 неделя
14 Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно- двигательным и зрительным путем. Март
4 неделя
15 Число 5 и цифра 5. Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. Апрель
2 неделя
16 Число 5. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление. Апрель
4 неделя
17 Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов, Май
2 неделя
18 Времена года. Овал. Слева, справа. Закреплять умение различать и называть времена года Май
4 неделя
Список используемой литературы:
1. Волина В. В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
2. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. День за днём. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
3. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Москва «Просвещение» 1990.
6. Новикова В. П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
7. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.
Методическое обеспечение
Дидактический материал :
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Палочки Х. Кюизинера.
3. Наборы разрезных картинок.
4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
5. Полоски, ленты разной длины и ширины.
6. Цифры от 1 до 5.
7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
8. Фланелеграф, мольберт.
9. Чудесный мешочек.
10. Блоки Дьенеша.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Предметные картинки.
15. Конструктор «Лего».
17. Знаки – символы.
18. Развивающие игры.
19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений.
20. Конспекты.