Дмитриева Ирина Александровна
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы :
№
п/п Раздел Программы Страница
Паспорт Программы
3
1. Целевой раздел программы 4
1.1 Пояснительная записка
4
1.2 Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста 8
1.3 Планируемые результаты освоения программы 9
2 Содержательный раздел программы 10
2.1 Описание образовательной деятельности по программе 10
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
2.2 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 12
2.3 Мониторинг реализации программы 22
3 Список используемой литературы 28
4. Приложение 30
Паспорт программы
Наименование Программы Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Шахматист»
Основание для разработки Программы • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2004 года №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации»
Заказчики Программы Педагогический совет, родители.
Организация исполнитель программы Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Звёздочка»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Целевая группа Программа рассчитана на организацию образовательной работы с детьми 6-7 лет
Дети (12 человек)
Основные разработчики Программы Дмитриева. И. А. - воспитатель
Сроки реализации Программы 2022-2023 год
Цель Программы Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы
Задачи Программы • Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
• Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
• Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
• Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
• Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)
• Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья)
Ожидаемые результаты • У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
• Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.
• Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.
• Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
• У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.
• Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.
Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Шахматы – это по форме игра, по содержанию –
искусство, а по трудности овладения – наука.
Шахматы могут доставить столько же радости,
сколько хорошая книга или музыка.
(Т. Петросян)
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
1. Познавательную. Играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
2. Воспитательную. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память.
Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Цели программы : Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы
Задачи программы
• Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
• Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
• Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
• Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
• Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)
• Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
• Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья)
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:
• Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
• Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
• Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.
1.2. Возрастные особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 6 -67 года жизни
Мотивационная сфера старших дошкольников расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.3. Планируемые результаты освоения основной Программы
• Дошкольники проявляют интерес к игре в шахматы.
• Различают шахматные фигуры от других, по форме и цвету.
• Знакомы с шахматной доской,
• Дети по – своему расставляют шахматные фигуры и с удовольствием играют в них
• Дошкольники проявляют желание учиться играть в шахматы.
• Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга.
• Дети умеют ориентироваться на шахматном поле.
• Владеют умением играть «по частям» (фрагменты игры)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности по программе.
Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.
Программа реализуется с детьми 6 -7 лет.
И. Г. Сухин в книге «Шахматы для самых маленьких» предлагает к игре деревянных королей приобщать малышей с младшего возраста. Цель ее – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы.
Внимание малыша необходимо тренировать, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты.
В среднем возрасте можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.
В этой программе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения азам древней игры, предложенный И. Г. Сухиным, позволяющий приобщить к ней детей среднего возраста, ориентируясь на уровень психофизического развития ребенка. Двух занятий по 15–20 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал.
Разработанный сравнительно простой курс начального обучения шахматным азам И. Г. Сухиным, доступен детям с шестилетнего возраста. Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
• акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий;
• планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей;
• широкое использование игры на фрагментах шахматной доски;
• применение нестандартных дидактических заданий и игр;
• инсценировка оригинальных дидактических сказок;
• детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
• преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
• выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение" : фигура против фигуры;
• неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Разработанные дидактические задания и игры имеют несколько уровней сложности, максимально простые и учитывают знания и умения, свойственные для,детей старшего дошкольного возраста.
Учебный план
Группа Количество занятий
в неделю в месяц в год
6-7лет (1 год обучения) 1 4 32
Содержание программы
Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы.
№ тема Количество
занятий В том числе
практических
№ 1 «В стране шахматного королевства» 1
№2 «Волшебство начинается» 1
№3 «В шахматной стране» 1
№4 «Удивительные клетки» 1 1
№5 «Шахматная доска» 1 1
№6 «Шахматное поле» 1 1
№7 «Шахматные клетки» 1 1
№8 «Волшебная доска» 1 1
№9 «Шахматные фигуры» 1 1
№10 «В стране шахматных чудес» 1 1
№11 «Мудрец» 1 1
№12 «Шахматные фигуры» 1 1
№13-14 Ладья 2 2
№15-16 Слон 2 2
№17-18 конь 2 2
№19 Ферзь 1 1
№20 Король 1 1
№21 «Шахматные фигуры» 1 1
№22 пешка 1 1
№23-24 «Пешечный бой» 2 2
№25 пешка 1 1
№26-27 «Начальная расстановка фигур» 2 2
№28 «Партия» 1 1
№29 «Шахматные часы» 1 1
№30 «Шахматные фигуры» 1 1
№31 Так много их, но мы уже их знаем 1 1
№ 32 Закрепление пройденного материала: 1 1
итого 32 29
2.2. Перспективный план программы
(1 год обучения)
месяц неделя содержание работы
октябрь Тема 1
«В стране шахматного королевства» Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.
Тема 2
«Волшебство начинается» Продолжать знакомить детей с понятием «Шахматная игра», знакомство с шахматной студией.
Тема 3
«В шахматной стране»
Продолжать знакомить детей с шахматной студией, познакомить с новыми понятиями «Шахматная доска» и «Шахматные фигуры»
Тема 4
«Удивительные клетки» Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные
ноябрь Тема 5
«Шахматная доска» Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.
Тема 6
«Шахматное поле» Продолжать знакомить детей с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами.
Тема 7
«Шахматные клетки» Познакомить детей с полями шахматной доски : «Вертикаль», «Горизонталь»
Тема 8
«Волшебная доска» Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий и познакомить с новым понятием «Диагональ».
декабрь Тема 9
«Шахматные фигуры»
Познакомить детей с понятием «шахматные фигуры», учить сравнивать между собой, делить на белые и черные.
Тема 10
«В стране шахматных чудес» Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза
Тема 11
«Мудрец» Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях:, ход, партнер, последовательности ходов
Тема 12
«Шахматные фигуры» Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
январь Тема 13
Ладья Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 14
Слон Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 15
Конь Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 16
Ферзь Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
февраль Тема 17
Король Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – король. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 18
«Шахматные фигуры» Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами (ладья, слон, конь, ферзь, король) белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
Тема 19
«Пешка» Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Место в начальном положении.
Тема 20
«Пешка»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении. Ход пешки
март Тема 21
«Пешка» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Взятие.
Тема 22
«Пешка» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие. Правило «взятие на проходе»
Тема 23
«Пешечный бой» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, играть по правилам.
Тема 24
«Пешечный бой» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Играть по правилам, уточнить что победы можно добиться тремя способами: добраться до конца доски быстрее соперника, срубить все пешки противника, лишить ходов пешки противников
апрель Тема 25
«Пешка» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием «Превращение пешки»
Тема 26
«Начальная расстановка фигур» Познакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция» : черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.
Тема 27
«Начальная расстановка фигур» Продолжать знакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция» : черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.
Тема 28
«Партия»
Продолжать знакомить детей с понятиями «начальное положение» или «начальная позиция». Познакомить с понятием «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет»
май Тема 29
«Шахматные часы»
Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новым понятием «шахматные часы» время отведенное на партию, контроль времени.
Тема 30
«Шахматные фигуры»
(закрепление) Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии фигур. Учить определять ту или иную фигуру в ряду остальных.
Тема 31
Так много их, но мы уже их знаем Закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих способностей.
Тема 32
Закрепление пройденного материала: Закрепление пройденного материала. Развлечение «Шахматный праздник»