Зотка Наталья
Дидактический синквейн и его использование в речевом развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактический синквейн и его использование в речевом развитии детей с овз».
Воспитатель: Зотка Н. В.
Дидактический синквейн
• это новая, интересная и полезная технология всестороннего развития речевых возможностей дошкольников с ОВЗ, состоящая из пяти строк нерифмованного стихотворения.
Публикация «Дидактический синквейн и его использование в речевом развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
• Это активное и мощное средство детской когнитивной деятельности, позволяющий анализировать, синтезировать и обобщать полученные тематические знания.
Благодаря ему становится возможна поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, работа по составлению синквейнов — это главный источник неиссякаемого творчества для детей, а также и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми с овз как определенная увлекательная и интересная игра, как возможность высказать свое собственное мнение.
Целью применения синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ является совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
Задачи синквейна :
• расширить и активизировать словарный запас ребёнка;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• активизировать мыслительную деятельность;
• совершенствовать навык использования в речи прилагательных и глаголов;
• развивать умение выделять главное и обобщать;
• развивать связную речь.
Правила составления синквейна :
В первой строке – должна находиться сама тема синквейна (одно слово, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся два слова, которые описывают определенные признаки и свойства этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже 3 слова которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — находится предложение о теме синквейна, обычно состоящие из четырёх слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Для составления синквейна мы используем кнопки-коммуникаторы - это современные, портативные и очень простые в использовании средства общения детей с овз. На коммуникативную кнопку можно записать слово, несколько слов, фразу общей продолжительностью до 20 секунд. Запись воспроизводится нажатием на клавишу. При составлении синквейна кнопки служат детям СЛУХОВОЙ ПОДСКАЗКОЙ и повышают интерес к занятию.
Для закрепления темы мы используем говорящий адаптированный фотоальбом, в который записывается получившийся синквейн. И дети в любой момент могут взять альбом и прослушать, повторитиь изученную тему. Он работает от батареек и позволяет осуществлять аудиозапись для каждой фотографии, картинки или рисунка продолжительностью до 10 секунд.
• Говорящий адаптированный фотоальбом позволит создать собственную говорящую книгу, где будут располагаться любимые фотографии, рисунки и картинки. Работает от батареек и позволяет осуществлять аудиозапись для каждой фотографии продолжительностью до 10 секунд.
• У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедленный темп речевого развития, поздно формируются звуки, запаздывает развитие связной речи.
• «по созданию дидактического синквейна с использованием кнопок-коммуникаторов.
Ход занятия:
Сегодня к нам пришёл гость, чтобы узнать кто он, нужно отгадать загадку:
Молоко пьет,
Песенки поет.
Чисто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Сегодня мы попробуем составить стихотворение (синквейн) про кошку по нашей схеме.
1. Кто это? (кошка)
2. А кошка какая? (ласковая, красивая). Хорошо, молодец…. Давай возьмём кнопочку такого же цвета, как вторая строчка в схеме и запишем что у нас получилось….
3. А что кошка умеет или любит делать? (мурлыкает, царапается, лакает). Хорошо, молодец. Нужно записать на жёлтую кнопочку то, что мы придумали….
4. А теперь давай подумаем и составим предложение про кошку. (Кошка любит ловить мышей). Давай на зелёную кнопочку запишем, чтобы не забыть!
5. Нам осталось сделать вывод: кто же такая кошка? (животное) И запишем вывод
на синюю кнопочку….
Давай посмотрим какое замечательное стихотворение у тебя получилось, нажимай на кнопочки с самого начала, но перед тем нужно сказать про кого мы сочиняли стихотворение.
Ты составил прекрасное стихотворение про кошку и сейчас мы запишем его в говорящий фотоальбом, чтобы не забыть.