Мищенко Ольга
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных и гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ необходимо использовать дидактические игры, которые направлены на воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольника.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы, можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно - патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Нравственно - патриотическое воспитание через дидактическую игру - наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Самое главное – это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое, начинать проникаться патриотическими настроениями незаметно для себя. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель как на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей. Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в воспитательно-образовательном учреждении, так и родители дома или в путешествии.
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную).
Исходя из комплекса задач дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию можно разделить на группы.
Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи нравственно патриотического воспитания вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом
После комплекса занятий по ознакомлению с окружающим, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду, мы знакомим детей с игрой «Наш детский сад». Эта игра помогает закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.
Игра «Наш город», закрепляет знания детей о своем городе. В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада, о памятниках нашего города. Дети постарше могут закреплять знания о своем городе и дидактической игре «Герб нашего города», «Путешествие по городу» и так далее. Эти игры помогают сформировать начальные представления детей о своем крае, о достопримечательностях, в процессе игры они запоминают главные достопримечательности и могут их называть, через некоторый промежуток времени.
Дидактические игры «Деревья нашего края» («С какого дерева лепесток», «Найди тень», «Птицы нашего края», «Животные нашего края» («На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)») помогают познакомить детей с природой, с растениями, птицами и животными нашего Подмосковья, прививают любовь к малой родине, родному краю, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими.
Дидактические игры «Транспорт» («На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)») помогают закрепить знания детей о транспорте.
Кроме ближайшего окружения, знакомства с детским садом, городом, мы начинаем знакомить детей с его Родиной, символами, главными людьми России, национальной одеждой, народными промыслами, с русскими народными сказками. И нам в этом помогают следующие дидактические игры по нравственно - патриотическому воспитанию.
Цикл дидактических игр «Россия – Родина моя!». Он может быть использован для занятий, но так же и для самостоятельных игр детей. Здесь дети, с помощью игр, знакомятся с символами России, основными (главными) личностями страны.
Например, в дидактической игре «Флаг России», дети должны из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает им узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о флаге своей страны.
Дети старшего возраста в игре «Герб России», должны из кусочков собрать картинку - герб России. Эта игра способствует формированию знаний о гербе своей страны – России.
В игре «Назови кто это?», дети знакомятся с главными людьми РФ (Президент РФ, Губернатор МО, Глава ГО).
В дидактической игре «Отгадай сказку» мы знакомим детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины, основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
А познакомить детей с разными национальными костюмами можно с помощью дидактической игры «Подбери наряд кукле». Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая отличает их от других народов, среди них дети должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.
Дидактические игры «Народные промыслы» («Найди узор», «Собери картинку», «Русские матрёшки» и так далее) прививают интерес к русскому творчеству, где ребята в форме игр: лото, разрезные картинки, кубики знакомятся с различными видами русских промыслов.
А дидактическая игра «Какие праздники ты знаешь?» позволяет развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Итак, благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно, знакомится с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами, народным творчеством (сказки). История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине. Мы совместно с родителями, воспитывая будущее поколение, должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.