Есимова Альбина Салаватовна
Дидактические игры как основа познания ребенком окружающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие - направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.
Публикация «Дидактические игры как основа познания ребенком окружающей среды» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2020
Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.)
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Например: игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками : «Разноцветные бусы», «Сделаем маме бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
А теперь хочу рассказать о дидактических играх по сенсорному воспитанию, сделанных своими руками:
1.«Разноцветные прищепки»
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т. д.)
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания :
«Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку», «Сделай птичке хвост»
2. «Волшебная коробка»
Цель: - Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.
Предметы в коробке меняются в зависимости от поставленной цели. Например, если нам необходимо использовать ее для сенсорного развития младших дошкольников, то в коробочку кладутся предметы разной геометрической формы разного цвета, структуры (мягкие, шероховатые, твердые и т. д.) для того, чтобы ребенок мог описать свойства, форму предмета.
3. «Посади бабочку на цветок».
Цель: учить соотносить фигуры по цвету и форме; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.
Ход игры : разложить бабочки в соответствии с цветом цветков.
4. «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету и размеру.
5. Дидактическая игра "Разноцветные шарики"
Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Закреплять умение различать и называть величину фигуры. Учить сравнивать шарики по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель: Продолжать знакомить детей с основными цветами. Упражнять в подборе аналогичного цвета. Развивать умение различать геометрические формы, соотносить вкладыши по форме и размеру. Продолжать развивать быстроту реакции, зрительное восприятие, мышление. Воспитывать усидчивость, внимание.
Ход игры : Взрослый вместе с ребенком раскладывает на столе перед собой, в произвольном порядке сначала домики, затем окошки от домиков. Взрослый прячет под столом кошку (игрушку) .«Кошка» мяучит и проговаривает фразу. «Ах, какая я голодная, сейчас выйду на охоту и переловлю всех мышей!» (импровизация). Услышав мяуканье ребенок закрывает домики соответствующего цвета и формы окошками. Обращать внимание ребенка, на то чтобы, мышка была надежно спрятана, иначе кошка просунет лапку в окошко и схватит мышку. Кошка появляется на столе, когда все окошки закрыты. Когда животное убедится, что никого поймать не удастся, оно удаляется под стол. Взрослый хвалит ребенка, что хорошо спрятал мышек. Теперь они могут выглянуть в окошко. Назвать цвет домика, в котором ребенок может открыть окошко. Когда все окошки открыты игру можно повторить. Ведущим может быть и ребенок.
Таким образом, мы можем сказать, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.