Получи документы

«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

Елена Куклина
«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев (у большинства людей) зрение становится ведущим в познании действительности.

Ежегодно врачом-офтальмологом детской городской поликлиники Алексеевой Е. П. выявляются дети с нарушениями зрения, начиная с 2-х летнего возраста (амблиопия, косоглазие). Косоглазие - не только косметический дефект, оно приводит к нарушению зрительных функций, понижению остроты зрения, а также травмирует психику ребёнка, снижает работоспособность и ограничивает возможности. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить несколько объектов, одновременно опознать их.

Публикация «„Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Повышение остроты зрения, развитие зрительного восприятия является актуальной проблемой, так как зрение детей с косоглазием и амблиопией носит чаще всего монокулярный характер. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей - сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе.

Целью работы является изучение возможности целенаправленного развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средствами дидактической игры.

Цель определила выдвижение следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы процесса развития зрительного восприятия;

2. Выявить особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;

3. Разработать систему дидактических игр для развития зрительного восприятия;

Система работы медицинского сопровождения по коррекции нарушений зрения включает : аппаратное лечение, проводимое врачом - офтальмологом, медсестрой - ортоптисткой и педагогическое сопровождение по развитию зрительного восприятия.

Система педагогического сопровождения по развитию и коррекции зрительного восприятия решает образовательные и воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения.

Многочисленные исследования (Е. В. Островская, Л. И. Плаксина, В. З. Денисова, Т. Н. Никольская, Н. Г. Хопренинова и другие) показали, что дети с нарушением зрения (особенно с глубоким) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками оптико-пространственного восприятия, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий:

соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом - офтальмологом;

обязательное лечение на офтальмологических аппаратах;

знание особенностей такой патологии зрения, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения;

знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом - офтальмологом;

учёт возрастных возможностей ребёнка;

индивидуальный подход с учётом диагноза;

правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки;

специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей с нарушением зрения;

использование разнообразных и специфичных методов и приёмов;

перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.

Дидактические игры направлены на решение конкретных коррекционных задач в обучении детей, а так же в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольные печатные;

3 – словесные игры.

В своей работе я активно применяю дидактические игры и упражнения, способствующие повышению остроты зрения :

1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;

2. логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.

В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.

Применяемые мною дидактические игры выполняют следующие функции:

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.

Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображённого их словесному описанию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи.

К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам" и другие.

Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры, опираясь на сохранный анализатор (слух).

Подбор дидактических игр и упражнений осуществляю таким образом, чтобы были охвачены все этапы коррекционной работы они представлены на слайдах:

1 этап – прямое обучение - это начальная форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т. е. не научатся фиксировать зрительное внимание именно на заданном предмете.

2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному зрительному действию). На этом этапе появляется возможность проверить уровень зрительного внимания ребёнка, возможность исправить ошибку, уточнить зрительное действие.

3 этап – самостоятельное зрительное обследование ребёнком предмета или его изображения. На этом этапе я только контролирую точность, единство слова и предмета (или детали предмета).

4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты.

5 этап – умение выделить заданный предмет из окружающей его действительности (и на иллюстрации, и в предметном окружении).

6 этап - итог всей предыдущей работы, т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся зрительный образ.

Содержание игр и упражнений включают в себя одну лексическую тему, где прослеживается система поэтапной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у детей с нарушением зрения правильный и целостный образ предмета, даёт возможность детям ориентироваться в окружающем пространстве.

При проведении дидактических игр и упражнений применяю как общедидактические методы и приёмы : объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др.,

так и специальные методы и приё мы: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза.

Во время организованных занятий осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от зрительного дефекта, применяю коррекционно-развивающие задания. Не забываю о том, что ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном лучшем глазе, т. е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок я предоставляю возможность рассмотреть её более длительное время, а детям с низкой остротой зрения – вблизи. Все это помогает увидеть изображение в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений, а также для профилактики утомления глаз включаю упражнения для снятия зрительного напряжения (офтальмотренажёр, специальные игры и игровые упражнения).

В конце каждой лексической темы провожу теневой театр по закреплению той же самой темы. Это даёт возможность перейти от специального обучения в играх к самостоятельному познанию изображений предметов, закреплению навыков зрительного восприятия.

Результатом реализации комплексной системы мероприятий по коррекции зрения за 2012-2013 учебный год является улучшение остроты зрения у 14 детей, уменьшение угла косоглазия у 7 детей из 8 детей с данным нарушением, улучшение вида зрения у 2 детей, из 7 детей имеющих нарушение вида зрения.

Сравнительный анализ выполнения Программы воспитания и обучения в детском саду за последние 2 года показывает положительную стабильную динамику развития воспитанников группы : 2011-2012 учебный год уровень выше среднего – 1 (7%, средний уровень – 13 (86 %, уровень ниже среднего – 1 (7%, 2012-2013 учебный год выше среднего – 4 (27%, средний уровень – 11 (73%).

Кроме диагностики выполнения образовательной программы я провожу диагностическое исследование уровня развития зрительного восприятия по методике Марьяны Безруких, доктора биологических наук. Результаты диагностического исследования показали высокий и средний уровень развития зрительного восприятия (диагностика представлена в приложении). Используемый комплекс методов и приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения позволил детям овладеть умениями узнавать и называть предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов окружающего мира, изученных в рамках лексических тем.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира, как средству развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Беседа с детьми. Тема: «Чтобы глаза видели». Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. ночью лучше всех видит.

Формирование бережного отношения к зрению у детей дошкольного возраста специализированной группы Рука - это вышедший наружу мозг человека. И. Кант. Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Благодаря глазам мы получаем 90 % информации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 25 мая 2014 в 06:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Куклина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД