Альфира Нуриева
Формирование бережного отношения к зрению у детей дошкольного возраста специализированной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рука - это вышедший наружу мозг человека.
И. Кант.
Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Благодаря глазам мы получаем 90 % информации об окружающем мире.
Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: "Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его, как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов".
Публикация «Формирование бережного отношения к зрению у детей дошкольного возраста специализированной группы» размещена в разделах
Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. Прошли века, пока был решен принципиальный вопрос, как формируется изображение внешнего мира на сетчатку глаза. Глаз посылает в мозг информацию, которая через сетчатку и зрительный нерв трансформируется в зрительный образ в головном мозге.
Ученый И. М. Сеченов утверждал, что глаз - самый совершенный орган и нет ему равных. Хорошо известно, что даже незначительная потеря зрения может изменить судьбу человека. У. Шекспир полагал, что смерть - меньшее несчастье, чем слепота.
Глаз - это орган, который пока нельзя воссоздать. Известно, что только в сетчатке имеется 150 млн клеток. Если они гибнут - их не восстановить, и человек обречен быть слепым.
У Максимилиана Волошина по этому поводу есть прекрасные стихи:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения.
Глаза – это часть мозга, вынесенная на периферию, а важнейшая часть глаза – сетчатка – является сложнейшим анализатором, соприкасающаяся непосредственно с внешним миром, т. е. приемником световых волн. Именно здесь, в сетчатке глаза, происходит переработка, или, иначе говоря, трансформация световой энергии в нервные импульсы, поступающие в мозг, где и возникают зрительные ощущения.
Глазами мы видим разные предметы, их форму, величину, окраску, видим весь окружающий мир, читаем книги, смотрим телевизор, занимаемся на компьютере. Закрой глаза – и все словно исчезает, остается одна чернота. Открой глаза – и все опять появляется.
А еще говорят, что глаза - зеркало души. Это зеркало может отражать характер человека: добрый или злой, хитрый или добродушный, правду говорит или обманывает.
Хорошее зрение очень важно. Поэтому нужно бережно относиться к глазам.
С первых дней поступления детей в наш детский сад, мы начинаем работу по формированию у детей бережного отношения к зрению, учим беречь свои глаза.
На занятиях и в свободное время знакомим детей с правилами охраны здоровья, знакомим с внешним строением глаза, а так же даем первичные знания о функциях роговицы, радужки, зрачка, хрусталика, сетчатки, зрительного нерва, глазных мышц, головного мозга.
В средней группе дети знакомятся с внешним видом глаза: изучают по схеме, картинке; проводятся игры с зеркалами. Дети узнают, какое значение имеют веки, ресницы, брови. Через зеркало видят роговицу, прозрачную оболочку, через которую луч света заглядывает внутрь. Как есть шторки на окнах, которые защищают от яркого света, так и в глазах есть радужка. Она контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для лучей маленькую круглую щелочку. Радужки бывают разного цвета: голубые, коричневые, серые, зеленые. Дети рассматривают свой цвет радужки, и своего соседа или друга. Таким образом, происходит знакомство детей со зрачком, глазным яблоком и т. д.
В старшей группе знакомим детей с работой сетчатки, зрительного нерва, мышц. С детьми проводим опыты, говорим о важности проведения упражнений на крайние отведения, для тренировки и укрепления глазодвигательных и окологлазных мышц, разучиваем и проводим пальминг. На каждом занятии предусмотрена зрительная гимнастика на круге Базарного. По назначению врача регулярно проводится упражнение «Метка на окне».
В подготовительной группе с детьми закрепляем полученные знания о строении глаза, о функциональных нагрузках органов зрения, занимаемся охраной и гигиеной зрения. Интерес к теме поддерживаем, используя загадки, словесные игры, игры с мячом, «кричалки», игра «Пароль» на закрепление знаний детей.
Знания, полученные детьми про глаза, наши полезные советы и комплексные упражнения, проведенные с детьми, позволяют сохранить и улучшить зрение детей, а зрение - прекраснейший дар природы, позволяющий познавать и видеть окружающий мир. Как сказал Аристотель: «Глаз – тот орган чувств, который приносит нам более всего удовлетворения, ибо позволяет постичь суть природы».
Список литературы:
1. Григорьева Л. П., Сташевский С. В., Основные методы развития восприятия у детей с нарушениями зрения : учебно-методическое пособие. (АПИ СССР, М. , : БН, 1990)
2. Демирчоглян Г. Г. «Улучшаем зрение». Книга-тренажер для сохранения детского зрения. М. ЭКСМО, 2003.
3. Ермакова В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. -м. ; Изд. : «Владос», 2000.
4. Иноземцева И. «Давай посмотрим на мир», вкладыш к газете. Ярославль.
5. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Волгоград, Изд-во «Учитель»,2012г.