Юлия Баландина
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.
Актуальность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что математические представления активно влияют на формирование умственных действий.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Два - три года – возраст начала накопления ребенком первых математических представлений. Этот опыт выражен в умениях раскладывать, прикладывать, накладывать, вставлять предметы. Дети активно пользуются этими действиями в разных ситуациях. Воспитатель стимулирует название детьми свойств предметов, простых действий с ними, отношений предметов. Воспитатель должен способствовать овладению ребенком средствами и способами познания в разных видах содержательной детской деятельности.
Организуя образовательный процесс с младшими дошкольниками, воспитатель обращается в первую очередь к эмоциям и чувствам ребенка. Младший возраст – этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформулировать в виде восторженного возгласа: «Как много вокруг меня интересного!».
Организуя дидактические игры, которые способствуют развитию ЭМП, нужно учитывать особенности младшего возраста :
• Игра должна соответствовать жизненному опыту детей, способствовать развитию активности.
• Дидактические игры и упражнения с маленькими детьми должны быть направлены на развитие внимания, памяти, речи, мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно.
• Дидактические игры и упражнения должны поддерживать интерес ребенка к совместной с взрослым деятельности. В 2-3 года у ребенка наиболее ярко проявляется стремление делать что-то вместе с взрослым, он начинает осознавать, что совместная игра ведет к более успешному результату, сопровождается интересным общением: «Давай делать вместе с тобой».
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.
Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием. Например, в играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие.
Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него, а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего, участники одной игры.
Для РЭМП у младших дошкольников часто используют игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами : подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
Кроме дидактических задач, игровой цели и игрового действия, обязательным элементом дидактической игры являются правила, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки через игру, а не путем указаний. Правила в игре имеют важное дидактическое значение : направляют игру по заданному пути, соединяют дидактические и игровые задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Без ранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и обучающие цели могут остаться невыполненными.
Рассмотрение дидактической игры как явления обучения РЭМП, как одной из форм организации обучения в детском саду требует уточнения самого понятия обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует ее расширительное толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения, просто игры, в процессе которых используются отдельные игровые ситуации и приемы (загадывание загадок о предметах, внесение игрушки, стимулирующей определенную деятельность детей, организация действий детей с игрушками и предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть положена учебно-игровая структура, обязательное наличие и органическое единство в ней всех ее компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых действий, правил. Без этого нет дидактической игры как таковой, и правильнее говорить просто об играх с чем-то, играх-занятиях, играх-упражнениях, игровых приемах и т. д. В частности, требуется более четкое разделение дидактических игр и дидактических упражнений как форм сенсорного воспитания детей.
В основе дидактических упражнений лежит иное начало: математическое развитие осуществляется путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различении величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы ( наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кубов, конусов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов, положения пространстве (различные геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различать величину, но и подсказывает нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала, дает детям возможность контролировать себя.
Например, вкладывая геометрические фигуры в ящик с соответствующими отверстиями, ребенок сам заметит ошибку потому, что квадрат не входит в круглое отверстие или что в маленький куб не входит куб большого размера.
Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.
При ознакомлении с пространственными свойствами предметов (формой, величиной и др.) и цветом чаще всего детям предлагается : подобрать определенным образом используемые материалы (по цвету, форме, величине, по признаку парности); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия, коробки; разложить цветные палочки по цвету, размеру или положению на листе бумаги и т. д.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практических усилий. В этих условиях тот материал, с которым действуют дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания. Проводя упражнения, педагог широко опирается на автодидактизм, заботится о правильном подборе материала, организует соответствующие действия детей с ним, то есть воздействует на детей через дидактический, обучающий материал.
Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибочками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально создаются для развития ЭМП детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т. д. ; имеют такое же автодидактическое, самообучающее начало. Их конструкция направляет детей на нужные действия, а в случае ошибки помогает заметить ее. Если ребенок, например, умеет различать части игрушки-вкладыша по величине или цвету, правильно подбирает детали, то достигает нужного результата – получает целую игрушку. В случае неправильных действий детали игрушки не подходят друг к другу, не входят одна в другую или остаются лишние – игрушка не собирается и ошибка наглядна. Желание получить игрушку заставляет детей действовать снова, искать нужные детали, внимательнее их рассматривать, сравнивать, примеривать половинки и т. д.
Но между упражнениями с дидактическим материалом и играми с дидактическими игрушками есть существенное различие, позволяющее одни и те действия (вкладывать, раскладывать, разбирать, собирать и т. д.) считать практическими или игровыми.
Дидактическая игрушка сюжетна, образна, передает образ человека (матрешка) или предмета (грибок, яичко). Благодаря этому действия с игрушками приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собирая матрешек, например, дети видят их лица, части тела, детали одежды и не просто соединяют половинки, а стараются, чтобы получилась любимая игрушка. Маленьких матрешек дети часто называют детками, дочками, больших – мамами. Еще активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными. Матрешки наделяются человеческими качествами и изображают действия людей: «танцуют», «ходят гулять», «прячутся» и т. д. Обладание яркой и динамичной игрушкой всегда радует детей, вызывает положительные эмоции, позволяет упражняться, играя, в процессе осуществления игрового действия, пусть очень элементарного.
Мы рассмотрели особенности дидактической игры как игровой формы обучения и дидактических упражнений, имеющих значительное своеобразие в характере обучающего воздействия. Мы стремились подчеркнуть, что в работе с детьми надо использовать и то и другое, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения дидактических игр, когда лучше для этого использовать форму более прямого влияния на детей – дидактические упражнения. Однако, прежде всего надо, чтобы обе эти формы воспитательно-образовательной работы, характерные именно для дошкольников, нашли более определенное место в педагогическом процессе. Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических упражнений и дидактических игр значительно расширяет возможности умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию ЭМП могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.
Какие же функции могут выполнять дидактические игры, когда они включаются в дидактически организованную систему детского сада в соответствии с общим ходом РЭМП.
Прежде всего, им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование РЭМП детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность :
1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
2. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, цвета, величины и др.); ориентироваться не только по внешнему виду, но и по словесному описанию;
3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами и т. д.)
Таким образом, РЭМП включает большое количество взаимосвязанных задач. И специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях.