Юлия Никитина
Дидактическая игра как одно из средств коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Никитина Ю. Ю.
учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад №334»
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Маленький человечек непросто наблюдает, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Но это порождает у него множество вопросов. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у малыша, желание узнать больше. Удовлетворить эту детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познаний связей меду предметами и явлениями позволит игра.
Публикация «Дидактическая игра как одно из средств коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В своих работах Выготский назвал игру:
- формулой дошкольного возраста;
- источником развития;
- прототипом всякого познавательного процесса;
- школой воли и морали;
- новым аспектом в развитии речи.
Игра является основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми – дошкольниками, ведущим в этом возрасте видом деятельности, создающая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка. Поскольку в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, память, наблюдательность, сообразительность, заставляет активнее работать детское мышление. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания.
Дети лучше выполняют игровое задание, если игра основана на знакомом или содержании. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.
Все занятия следует строить таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формированию внимания к речи, а также полностью использовали имеющиеся у детей речевые средства.
Горький писал, что игра для ребёнка – путь познания мира, и одновременно способ овладения «сокровищницей родного языка».
Все занятия с детьми в логопедической группе проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятие более живым, интересным и результативным.
Теперь, что касается эксперимента. Все исследуемые дети проживают примерно в одном микрорайоне г. Казани и посещают одно дошкольное учреждение. У них в основном одинаковый уровень жизни и одинаковые условия развития и воспитания вне стен детского сада.
Исследования лексико – грамматического строя проводились по параметрам, взятым из речевой карты. Это:
1. Понимание значений предлогов.
2. Образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа.
3. Образование уменьшительно – ласкательных форм.
4. Согласование прилагательных с существительными.
5. Согласование существительных с числительными.
6. Показ и называние частей предметов.
7. Подбор антонимов.
8. Образование прилагательных от существительных.
9. Образование притяжательных прилагательных.
10. Глагольный словарь.
Сравнивались результаты обследования детей при поступлении их в логопедическую группу (сентябрь 2011 г.) и результаты обследования, проведенные в январе 2012 г. Таким образом, можно было проследить есть ли положительные результаты, за прошедшие 4 месяца логопедических занятий.
По национальности все дети экспериментальной группы (кроме одного) – татары, которые дома общаются на татарском языке. Мышление этих детей идёт на татарском языке, поэтому в начале занятий, в логопедической группе им трудно было сразу понять и воспринять какое - либо объяснение или задание. Это приходилось делать несколько раз, каждый раз наглядно показывая. Если кто – то из них по какой – то причине не посещал несколько дней детсад, то зачастую, это сводило на нет работу логопеда и воспитателей группы за многие предшествующие дни. Особенно это сильно сказывалось в первые, полгода.
Возможно, если бы эти дети росли в русскоязычной среде, то речевых недостатков (особенно это касается как раз лексико – грамматического строя) было бы намного меньше.
В общем –то, первоначальной задачей было научить их понимать по русски, воспринимать объяснения воспитателей и логопеда. И можно с уверенностью утверждать, что эта задача выполнена.
Уже при обследовании 2011 г. все дети понимали с первого раза задания, отвечали на русском языке. Второе обследование показало очень хорошие результаты в понимании предлогов, неплохие сдвиги в образовании уменьшительно – ласкательных форм, стали понимать антонимы. Наибольшие проблемы в согласовании существительных с прилагательными и числительными. Но это объяснимо, так как в татарском языке подобного нет. Конечно, у разных детей и результаты разные : от самых маленьких сдвигов до, значительных. Это можно объяснить тем, что помимо их общего диагноза ОНР – III уровень, их другие психические характеристики (такие как внимание, память, мышление) сильно разнятся. И всё же, несмотря на значительные различия в их психическом и личностном развитии, улучшения есть у всех. А так как занятия строятся в форме дидактических игр и занимательных упражнений, то можно утверждать, что положительные результаты по формированию лексико – грамматических средств языка произошли во многом благодаря дидактическим играм.