Анна Рустамова
Дидактическая игра как форма развития сенсорных эталонов
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам довольно увлекательную тему «Дидактическая игра как форма развития сенсорных эталонов»
Публикация «Дидактическая игра как форма развития сенсорных эталонов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Что же такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .
С 2 до 3 лет. Ребенок может:
• ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
• собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
• составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар) • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
• выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
• в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- является основой для развития воображения; - развивает внимание;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Какие же педагогические условия нужны для организации развивающей игры -1. Играющий педагог (эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности)
2. Организация активной развивающей игровой среды (динамичность, вариативность, доступность и др.)
3. Взаимодействие с родителями (формирование адекватной родительской позиции)
В работе по сенсорному воспитанию мной были поставлены следующие задачи:
-преобразовать предметно-развивающую среду для стимулирования самостоятельной игровой деятельности;
-организовать взаимодействие с родителями по вопросам сенсорного развития детей. Для выполнения поставленных задач я создала развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Цель: Создание условий для формирования умений соотносить по величине три матрешки, обозначая пространственное положение каждой словами, выстраивать до пяти матрешек по росту.
Дидактическая игра «Пирамидка»
Цель: создание условий для формирования у детей умение различать цвета, подбирать заданную форму, учитывать величину колец от большего к меньшему.
Дидактическая игра «Собери гусеницу»
Цель: Создание условий для формирования у детей точность движения рук, упражнять в нанизывание резинок, располагая их в определенной последовательности
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: создание условий для формирования у детей умения различать цвета, ориентируясь на их однородность при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой»
Дидактическая игра «Прищепки»
Цель: создание условий для развития мелкой моторики рук, ребенок упражняется работать одновременно двумя руками, соотнося действия, рассчитывая силу нажима.
Дидактическая игра «Наряди куклу»
Цель: создание условий для упражнения детей выбирать цвет, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
Дидактическая игра «Разноцветные шнурочки»
Цель: создание условий для формирования у детей умение различать цвета, продолжать знакомить с названиями цветов.
В заключение скажу о том, что проводимая работа благотворно отражается на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показывает, что дети успешно овладевают знаниями и умениями программы сенсорного развития. Думаю, что моя работа будет интересна всем. Особой трудоемкости она не требует, нужно быть в курсе новых материалов, появляющихся по данной теме. А также нужно время для изготовления наглядных пособий, игр. Все это не вызовет затруднений у творчески работающих педагогов.
Огромное спасибо за внимание!