Ольга Дряхлова
Комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Вариант комплексного опросника для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации
Мы живем в век супер технологий, скорость научно-технического прогресса увеличивается в геометрической прогрессии. Но, при этом важно заметить, что никакие технические средства не могут улучшить экологическую обстановку в мире. Напротив, токсичные производства, новейшие разработки в различных областях, в том числе ядерная физика, генетика и другие, способны усугубить и без того плачевную ситуацию.
Публикация «Комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров ДОО» размещена в разделах
- Анкеты для родителей, анкетирование, опросы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сейчас остро стоит вопрос о сохранении жизни на земле. Человечество практически исчерпало природные ресурсы, загрязнило окружающую среду. В мире все больше и больше становится мест, которые на картах отмечены, как «зона экологического бедствия».
Современные люди в большинстве своем не готовы к использованию экологически безопасных технологий, мировые корпорации не используют в своем производстве безопасное сырье, не утилизируют отходы максимально правильно, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении мировых социально-экологических проблем.
Локальное воздействие на умы людей всего мира чаще носит стихийный характер. Но, минимизировать потребительское отношение к природе все-таки представляется возможным. В первую очередь – путем внедрения знаний в жизнь общества и каждого человека с ранних лет, то есть, произвести подготовку специалистов, осуществляющих образовательную деятельность в сфере экологии.
Безусловно, важная роль в решении данных задач отводится дошкольному педагогу, которому необходимо иметь багаж знаний и соответствующую компетенцию. Работа с детьми младшего возраста крайне специфична и имеет множество особенностей. Дети из-за особенностей формирования нервной системы, остро и быстро реагируют на изменения окружающей их среды. Закономерно, что у них появляется ряд вопросов, на которые может ответить грамотный педагог.
Результаты многих исследований (Рыжова Н. А., Николаева С. Н., Кондратьева Н. Н.) доказывают, что существует необходимость повышения экологической культуры педагогических кадров, так как хорошее экологическое образование может дать только экологически-компетентный педагог.
Существует много методик и учебных пособий для работы с детьми, например пособие В. А. Зебзеевой «Теория и методика экологического образования детей», или «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста», авторы В. Г. Фокина, О. М. Газина. Обе книги раскрывают в себе технологии экологического образования детей дошкольного возраста и ориентированы на студентов педагогических ВУЗов [3, 4]. Но, к сожалению, на местах в детских садах не так тщательно ведется мониторинг экологической компетентности педагогов. Многие воспитатели уже давно работают в ДОО и их обучение завершилось раньше, чем были разработаны новые экологические программы.
К тому же, стоит учитывать, что образование в целом находится в постоянном усовершенствовании, появляются новые методики и разработки. Согласно ФГОС ДО должны быть созданы условия профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования. [1] А экологическое образование давно стало неотъемлемой частью.
То есть, на данный момент существует необходимость проведения мониторинга качества экологического образования педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, или говоря другими словами необходима оценка уровня экологической компетенции. Её определение даёт С. В. Алексеев: экологическая компетентность – это системное интегративное качество индивидуальности, характеризующее способность
решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей. [2]
Для диагностики уровня экологической компетентности можно использовать различные методы: открытое анкетирование, тестирование, беседу, эссе и т. д. Для правильной оценки необходимо выбрать такой вид, который не окажется утомительным как для опрашиваемых, так и для проверяющих.
Опрос педагогических кадров детского образовательного учреждения «Алёнушка» (г. Бор, Нижегородская обл.) о наиболее приемлемой и эффективной для опрашиваемых педагогов форме контроля экологических знаний э позволил составить следующую картину опросника : 70% - тестовые вопросы с возможностью выбора одного или нескольких вариантов ответа, 20% - открытые вопросы с возможностью дать короткий (1-5 слов) вариант ответа самостоятельно, 10% - вопрос с возможностью развернутый ответ.
С учетом вышеописанных результатов был разработан комплексный опросник который включает в себя 3 смысловых блока:
1) оценка уровня экологического образования педагога;
2) оценка уровня обучаемости педагога;
3) оценка возможных направлений развития экологического образования педагогов в ДОО.
Каждый из блоков содержит ряд тестовых и открытых вопросов, ответы на которые позволят детально изучить уровень знаний педагогов и определить направление дальнейшей работы.
Опрос может проходить как в анонимной, так и в открытой форме. На ответ по опроснику отведено 15-18 минут (в среднем по 30 секунд на простые вопросы, по 1 минуте на вопросы с написанием ответа, по 1,5 минуты на вопросы с развернутым ответом).
После текста опросника представлена подробная расшифровка.
Комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации.
1. Интересна ли вам экологическая обстановка в мире/стране/городе?
а) да; б) иногда в) затрудняюсь ответить г) нет
2. Как часто вы интересуетесь экологическими проблемами?
а) регулярно/часто; б) периодически; в) по мере рабочей необходимости; г) практически не интересуюсь
3. Каким образом вы чаще всего получаете информацию об экологической обстановке?
а) СМИ, интернет, литература; б) курсы повышения квалификации; в) разговоры с коллегами/соседями; г) не интересуюсь проблемой в целом.
4. Используете ли вы полученные знания в повседневной жизни? (не сжигаете мусор, делитесь опытом со знакомыми и др.)
а) да, часто; б) иногда; в) скорее нет, чем да; г) нет.
5. Как часто вы используете свои экологические знания в занятиях с детьми (в т. ч. упоминание природных объектов, разъяснение правил поведения на природе и др.)
а) ежедневно/ регулярно (не реже 2 раз в неделю); б) периодически (1-2 раза в месяц);
в) только на экологической неделе/месячнике; г) никогда.
6. Считаете ли вы, что гармоничное развитие ребенка зависит от взаимодействия, как с обществом, так и с природой?
а) да; б) не всегда; в) затрудняюсь ответить; г) не зависит.
7. Как много времени вы уделяете исключительно экологическому образованию детей? (напишите количество часов/занятий и укажите период, например: 2 ч/мес; 1 зан/нед)
___
8. Является ли экологическое образование неотъемлемой частью образовательной программы в вашем ДОО?
а) да; б) эпизодически (год экологии, международный месячник и т. д.); в) затрудняюсь ответить; г)нет
9. Есть ли в вашей ДОО элементы эколого-развивающей среды (зеленый/живой уголок, экологическая тропинка и др.? Используются ли они? Перечислите все виды___
___
10. Посещаете ли вы какие-либо занятия/семинары (очные и онлайн) экологической тематики?
а) да, посещаю по своей инициативе; б) да, по инициативе работодателя; в) да, за компанию или в виду развлечения; г) не посещаю.
11. Кажется ли вам необходимым регулярное пополнение багажа экологических знаний?
а) да; б) не обязательно; в) только по мере ухудшения экологической ситуации; г)нет.
12. Считаете ли вы, что ухудшение экологической обстановки влияет на качество жизни людей?
а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет.
13. Какие формы получения новой информации кажутся вам наиболее подходящими? (выберите несколько вариантов или напишите свой)
а) тренинг; б) лекция; в) обмен опытом с другими ДОО; г) конференция; д) дискуссия; е)___
14. Как вы оцениваете уровень своей экологической компетентности?
а) высокий; б) достаточный; в) средний; г)низкий.
15. Какие экологические мероприятия из перечисленных проходят в вашем детском саду? (Отметить все подходящие варианты или дописать свой)
а) посещение музеев; б) эксперименты/наблюдения/опыты; в) трудовой экологический десант/субботники; г) беседы; д) праздники; е)домашние задания; ж)___
16. Каких экологических мероприятий, по вашему мнению, не хватает вашей ДОО?
___
17. Является ли ваша ДОО участником районных/городских/областных экологических мероприятий?
а) да, является организатором; б) да, является участником; в) затрудняюсь ответить; г)нет, не является.
18. Как вы оцениваете уровень работы вашего детского сада в экологическом направлении?
а) высокий (ДОО с экологическим направлением); б) высокий (ДОО с другим направлением); в) средний; г) низкий.
Ключ к опроснику.
Ответы на вопросы номер 4, 5, 6, 12, 14 позволяют оценить уровень экологического образования педагога. Большинство следующих ответов дает соответственную характеристику:
А – высокий уровень ;
Б – уровень выше среднего (приемлемый);
В – средний уровень экологического образования;
Г – низкий уровень.
Ответ на вопрос 7 покажет частоту занятий. Чем чаще проводятся занятия, тем выше уровень экологического образования педагога.
Так же, если опрашиваемый отметил на первые три вопроса вариант ответа Г, такой опросник можно считать недействительным или учитывать как полностью отрицательный при выведении общей статистики.
Ответы на вопросы 1, 2, 3, 10, 11, 13 позволяют определить уровень обучаемости педагога и готовности узнавать новое. Ключ к ответам представлен как и в предыдущем случае, по большинству ответов:
А – высокий уровень ;
Б – уровень выше среднего (приемлемый);
В – средний уровень обучаемости;
Г – низкий уровень.
Ответ на вопрос 13 поможет определить вид превалирующих занятий с педагогами для повышения экологической компетентности.
Если большинство педагогов находятся на среднем или низком уровне обучаемости, необходимо стимулирование работников к образованию и самообразованию.
Вопросы 8, 9, 15, 16, 17, 18 позволят оценить направление развития экологического направления в ДОО.
Ответы на вопросы 8, 17 и 18 откроют понятие о роли экологического образования в ДОО в целом.
Ответы на вопросы 9, 15 будут иллюстрировать материально-техническое обеспечение детского сада и комплекс экологических мероприятий в целом.
Ответ на вопрос 16 является личным мнением педагогов. Он отражает отношение к проблемам связанным с экологическим образованием в ДОО в целом и может послужить руководством к действию (разработкой новых мероприятий и пр.)
Так же, не стоит забывать, что анонимность при проведении опроса, гарантирует более достоверные ответы.
Литература:
1. Приказ №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г.
2. Алексеев, C.B. К вопросу о стандарте качества постдипломного образования педагога в условиях модернизации Российского образования // Методист. – 2004. –№ 4.
3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Сфера, 2009. -288 с.
4. Фокина В. Г., Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. М., 2013. - 310 с.