Людмила Хайдарова
Диагностика для проведения первичного психолого-педагогического изучения детей для детей 3–5 лет
▼ Скачать
ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3—5 ЛЕТ
(Забрамная С. Д. От диагностики к развитию, 1998)
Задание А. 1
Работа с матрёшками двух-, четырех-, шестисоставными (предлагается с 3 лет).
Оборудование: двух-, четырёх- и шестисоставные матрёшки.
Цели исследования: Выявление понимания ребёнком невербальной инструкции; адекватность действий; способы действий; использование помощи. Сформированность понятия величины (большая—маленькая). Состояние моторики. Наличие и стойкость интереса.
Процедура проведения :
Публикация «Диагностика для проведения первичного психолого-педагогического изучения детей для детей 3–5 лет» размещена в разделах
Ребёнку показывают матрёшку, которую открывает и складывает исследователь. Затем эту матрёшку ставят перед ребёнком и жестом предлагают сделать то же. Детям 4— 5 лет дают устную инструкцию:
• «Разбери и собери матрёшку»,
• «Дай самую большую матрёшку, самую маленькую»,
• «Поставь их по росту».
Анализ результатов [3] :
Дети с нормальным умственным развитием понимают невербальную инструкцию (жест, мимику) уже с 3 лет и могут сложить трёхсоставную матрешку. Действуют они путём проб (для указанного возраста это допустимо). Складывание четырёхсоставной матрёшки осуществляется также способом проб, после 4 лет — путём примеривания и зрительного соотнесения.
Разбор и складывание шестисоставной матрешки в 5 лет проводится путём примеривания, а после 6 лет — на основе зрительного соотнесения. Дети используют помощь, предлагаемую в виде жестов, и активно реагируют на мимику одобрения и неодобрения. У некоторых детей в работе с матрёшками обнаруживается недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук (движения неловкие, захват всей кистью).
Все дети с удовольствием «играют» с матрёшками, выполняя предложенное задание. Просьбу дать самую большую или самую маленькую дети в 3—4 года выполняют без труда. К 4—5 годам они выстраивают матрёшек в ряд с учётом величины.
Дети умственно отсталые в 3—4 года не понимают жестовой инструкции и цели задания. Они производят хаотичные и неадекватные движения (ударяют частями матрёшки о стол, стучат одной матрешкой об другую, бросают их). Им сложна даже двухсоставная матрёшка. Требуется длительное обучение с повторными показами способа выполнения. Лишь к 5—6 годам при организованных занятиях дети (не все) начинают разбирать и складывать двух- и четырехсоставные матрешки. Как правило, имеет место нескоординированность действий и неразвитость мелкой моторики. Яркая матрёшка привлекает внимание ребёнка, но оно нестойко. Нет выраженного интереса и рассматривания объекта деятельности. Понятия величины в возрасте 3—5 лет еще не осознаются.
Дети с задержкой психического развития проявляют выраженный интерес и с удовольствием занимаются предложенной деятельностью. После показа двухсоставной матрёшки дети 3—4 лет собирают её самостоятельно. При увеличении количества составляющих элементов возникают трудности, но, в отличие от умственно отсталых детей, дети с задержкой психического развития могут использовать помощь. Они обращают внимание и на жесты, и на мимику исследователя. Хотя многие работают способом проб, у них не отмечается неадекватных действий. Встречаются случаи несформированной моторики. К 4—5 годам дети могут различать контрастные величины, но при более тонких дифференцировках допускают ошибки.
Задание А. 2
Работа с пирамидой из четырёх колец (предлагается с 3 лет).
Оборудование: две пирамиды из четырёх колец разной величины (одна пирамида с кольцами разного цвета).
Цели исследования: Выявление у ребёнка сформированности восприятия величины, цвета. Установление характера деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль). Наличие и стойкость интереса. Использование помощи. Обучаемость (характер выполнения аналогичного задания). Состояние моторики.
Процедура проведения :
Перед ребёнком ставят пирамиду с кольцами одного цвета.
• Инструкция: «Собери пирамиду» («Надень колечки»). Если ребёнок делает это безошибочно, предлагают вторую пирамиду с кольцами разного цвета.
• Дополнительная инструкция: «Дай (покажи, возьми) красное кольцо. Дай синее кольцо. Дай жёлтое кольцо».
Анализ результатов [3] :
Дети с нормальным умственным развитие м проявляют выраженный интерес к игрушке. Сразу понимают смысл задания и приступают к работе. До 3 лет допустимо собирание пирамид без учёта величины. Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. С 4 лет дети собирают пирамиду с учётом величины колец. При этом у одних наблюдаются пробы и примеривания путём прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца в ряд по величине и затем поочерёдно нанизывают их на стержень. К 5 годам дети пользуются способом зрительного соотнесения колец. В тех случаях, когда ребёнок ошибается, достаточно бывает повторной инструкции или указания типа: «Посмотри, какое колечко больше? Надень самое большое кольцо». Предъявление второй аналогичной пирамиды, которая отличается только цветом колец, не вызывает трудностей у ребёнка.
Дети умственно отсталые с 3—4 лет радуются яркой пирамиде, но это не интерес к заданию. Понимания цели задания в этом возрасте не отмечается. Чем тяжелее умственная отсталость, тем чаще наблюдаются манипулятивные и неадекватныe действия с кольцами (ребёнок их разбрасывает, стучит ими по столу). После 4 лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень, В ходе работы теряют инструкцию даже при повторении её. Необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция малоэффективна; требуется показ, а для глубоко отсталых — совместное выполнение. Перенос на аналогичное задание (вторая пирамида) вызывает те же трудности. Как правило, у умственно отсталых детей в возрасте 3—5 лет наблюдается некоординированность, неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев рук. Они не берут кольцо двумя-тремя пальцами, а захватывают всей кистью. С трудом попадают отверстием кольца на стержень пирамиды. Помощь малоэффективна.
Дети с задержкой психического развития выполняют это задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками, но значительно лучше, чем умственно отсталые. В отличие от умственно отсталых, проявляют интерес и понимают смысл задания. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.
Задание А. 3
Построение «заборчика» (предлагается с 4 лет).
Оборудование: полоски из плотной (лучше «бархатной») бумаги красного (8 полосок) и белого (8 полосок) цвета размером 10 х 3 см. Можно использовать счётные или иные палочки, брусочки.
Цели исследования: Понимание цели задания, выявление способности к произвольной деятельности. Наличие самоконтроля. Состояние моторики.
Процедура проведения :
Перед ребёнком выкладывают в ряд полоски в определё нной последовательности: КБКБКБ. Обращают внимание на чередование их по цвету и жестом или словами («Продолжай сам») предлагают выкладывать остальные полоски. Если ребёнок допускает ошибку, то оказывают организующую помощь (мимика неудовольствия, отрицательное покачивание головой, замечания типа «Внимательнее», «Посмотри, какая лежит полоска»).
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием к 4—5 годам выполняют это задание. У многих из них ещё не сформирована произвольная деятельность и нет навыка самоконтроля, но при этом не наблюдается неадекватных действий с полосками и брусочками. Дети понимают инструкцию и выстраивают «заборчик». В тех случаях, когда ошибаются, помощь в виде организации их деятельности оказывается эффективной. Моторика некоторых детей недостаточно сформирована (движения неловкие, и не удаётся соблюдать ровный ряд).
Дети умственно отсталые не понимают цели задания и в 5—6 лет. Они в лучшем случае кладут полоски одна за другой, не соблюдая цветовой последовательности. Помощь в виде разъяснения, наводящих указаний не приводит к правильным действиям. Низкий уровень обучаемости. Двигательная неловкость и несоблюдение ровного ряда. У детей с выраженной умственной отсталостью внимание привлекают сами полоски, как объект бecсмысленной манипуляции, но оно не стойко.
Дети с задержкой психического развития к 4—5 годам способны выполнить это задание. Они понимают инструкцию, но у них, как правило, чаще, чем у нормально развивающихся детей, ошибки при чередовании цветов. Причиной могут быть несформированное внимание или быстрая его истощаемость. Навык самоконтроля ещё недостаточен. В то же время эти дети пользуются организующей помощью, которая положительно влияет на качество их деятельности. Обучаемость их значительно выше, чем у умственно отсталых. Отмечается интерес к заданию.
Задание А. 4
Работа с коробкой форм, или «почтовый ящик» (предлагается с 3,5—4 лет).
Оборудование: коробка высотой 16 сантиметров, шириной 12 сантиметров, имеет на верхней
крышке 5 прорезей соответствующей формы для 10 объёмных фигур (рис. 1).
Цели исследования: Выявление у ребёнка сформированности восприятия формы умения выделять плоскостную форму из объёмной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве. Способы выполнения (наугад, путём примеривания, зрительного соотнесения). Использование помощи (устные пояснения, показ, совместное выполнение). Волевые усилия при достижении цели. Наличие и стойкость интереса к заданию. Ведущая рука. Ловкость и точность движений рук, пальцев.
Процедура проведения :
Перед ребёнком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Экспериментатор берёт одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ советуем с самых простых по форме фигур (цилиндр с кругом в основании; призма с треугольником в основании).
Анализ результатов [3] :
У детей с нормальным умственным раз в и т и е м это задание вызывает выраженный интерес. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учёта формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительному соотнесению. При показе им способа выполнения начинают действовать соответствующим образом (высокая обучаемость).
Дети умственно отсталые самостоятельно не выполняют это задание даже в 5—6 лет. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае — метод проб. Необходимо побуждение к деятельности. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении задания допускаются те же ошибки.
Деятельность детей с задержкой психического развития качественно отличается от работы умственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, у них реже случаи неадекватных действий. Используют помощь.
Задание А. 5
Работа с разноцветной мозаикой (предлагается с 4 лет).
Оборудование: мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зелёных, 2 синих, 2 красных, 2 чёрных, 2 белых, 2 жёлтых.
Цели исследования: Выявление способности зрительно воспринимать цвета, соотносить одинаковые, дифференцировать, знать названия цветов. Умение работать по устной инструкции, по образцу. Зрительная память. Состояние моторики.
Процедура проведения :
Задание включает 5 этапов. На первом этапе ребё нку показывают выложенный из мозаики разноцветный коврик:
1. Затем молча берут синий квадратик и кладут на соответствующий «кусочек». Жестом показывают, что ребёнок должен продолжать работу. Если невербальной инструкции оказывается недостаточно, то ребё нку говорят: «Положи остальные квадратики на свои места».
2. На втором этапе ребё нка просят: «Покажи синий квадратик, зелёный».
3. На третьем этапе спрашивают: «Какого цвета этот квадратик?»
4. На четвёртом этапе ребёнок должен сам сложить рядом такой же коврик.
5. На пятом этапе образец убирается и ребё нку предлагают: «Сделай, как было».
6. Аналогично проводится выкладывание цветка из кружков указанного цвета:
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием в 4 года понимают и жестовую и словесную инструкции. Они без труда соотносят цвета. К 4—5 годам различают основные цвета по названиям и показывают требуемый цвет. Но на третьем этапе выявляется незнание некоторыми детьми названия цветов при способности дифференцировать их. Четвёртый этап для детей не сложен и вызывает особый интерес, так как ребёнок действует самостоятельно. Ошибки, выражающиеся в том, что ребёнок не ориентируется на образец, возможны у детей с сформированным вниманием, при импульсивной, поспешной работе и отсутствии навыка самоконтроля. На пятом этапе лучшие результаты у детей с преобладанием зрительной памяти. Задание вызывает интерес.
Дети умственно отсталые 4—5 лет не понимают смысла первого этапа задания. Они манипулируют квадратиками или кладут их наугад на коврик без учёта цвета. Остальные этапы выполняются при условии специального предварительного обучения после 6—7 лет. Интерес к заданию не выражен. Привлекают лишь сами цветные квадратики.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес. Два первых этапа не представляют трудностей. В то же время название цвета может быть усвоено не всеми детьми даже 5 лет.
Задание А. 6
Работа с разрезными картинками (предлагается с 3—4 лет).
Оборудование: Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две, три и четыре части по вертикалям и горизонталям (рис. 2).
Цели исследования: Выявление сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей. Умение оперировать предметами, образами. Целенаправленная деятельность. Обучаемость. Наличие и стойкость интереса. Волевые усилия. Координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук.
Процедура проведения :
Сначала перед ребёнком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевёрнутом виде. Инструкция: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (это уже
первая доза помощи в тех случаях, когда ребёнок сразу не приступает к работе). Так же предъявляется картинка из четырёх частей, разрезанная по вертикали и горизонтали.
Анализ результатов [3] :
Дети с нормальным умственным развитием складывают картинку из двух частей с 3 лет. Преобладает способ проб. После 4 лет действуют способом зрительного соотнесения. Картинка из четырёх частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, предлагается с 4 лет и к 5 годам выполняется способом зрительного соотнесения. При составлении картинки, разрезанной на три части по вертикалям, могут наблюдаться случаи соединения первой и последней частей (часть, находящаяся в середине, не используется). Однако при выражении исследователем удивления (мимикой, жестом) или при вопросе: «Куда положить эту часть?» ребёнок раздвигает части составленного изображения и кладёт среднюю часть на место. Подобная помощь оказывается эффективной. Отмечается интерес к заданию.
Дети умственно отсталые в указанном возрасте не проявляют интереса к заданию, не понимают его смысла. Наблюдаются беспорядочные, неадекватные действия: дети манипулируют частями картинок, накладывают их друг на друга, раскладывают на столе. Необходима помощь в виде показа складывания картинки и совместного выполнения. Но и при такой дозе помощи составление картинок из четырёх частей этим детям недоступно.
Дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырёх частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте; однако после показа способа действия (экспериментатор сам собирает картинку, а затем разрушает её) ребёнок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинки из трёх частей выполняют при организующей помощи. Интерес выражен, но он не стойкий. Некоторые дети отвлекаются, не заканчивают работу.
Задание А. 7
Работа с сюжетными «вкладками» (предлагается с 4 лет).
Оборудование: рисунок с изображением фрагмента из народной сказки (рис. 3). Желательно наклеить на картон. Некоторые части рисунка вырезаны по пунктирам.
Цели исследования: Выявление сформированности пространственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности, способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении.
Процедура проведения :
1. Перед ребёнком кладут рисунок. Инструкция: «Скажи, из какой это сказки».
2. Затем вынимают «вкладки» (эти части обозначены на рисунке пунктиром) и перемешивают.
3. Инструкция: «Положи их на место».
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развит и е м с интересом рассматривают картинку. Те, кто помнит сказку, сразу же начинают рассказывать её. Без труда кладут на место вырезанные части.
Дети умственно отсталые не проявляют интереса к сюжету картинки. В этом возрасте они не воспринимают картинку как целое, не понимают сказок. Они могут лишь назвать: «Это
зайка», «Это петушок». Вырезанные части не вкладывают в прорези, а кладут на картинку, так как не понимают цели задания. Возможность выполнения задания появляется при совместной деятельности к 7—8 годам. Глубоко умственно отсталые дети 7—8 лет не выполняют это задание и при оказании помощи.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к изображённому на картинке. При оказании помощи вспоминают сказку. Самостоятельно кладут на место голову петушка. Могут ошибиться, когда кладут лапки зайчика и петушка. Но достаточно взрослым высказать малейшее неодобрение мимикой (нахмуриться, удивиться) или словами («Внимательнее!», как ребёнок исправляет свою ошибку. Эти дети осмысленно отвечают на вопросы, связанные с содержанием знакомой сказки, но формулируют ответы с трудом, используя обычно простые неполные предложения. Возможны дефекты произношения, аграмматизмы.
Совет: Рекомендуем иметь аналогичные рисунки с фрагментами из народных сказок. Дети с удовольствием выполняют эти задания, а аналогичные варианты позволят с большим основанием утверждать, за счё т чего возникают трудности выполнения: вследствие недостатков восприятия или недостатков мышления.
Задание А. 8
Работа с сюжетными картинками (предлагается с 4 лет).
Оборудование: картинка со скрытым смыслом (рис. 4); картинки с изображением нелепостей (рис. 5, 6).
Цели исследования: Выявляется целенаправленность действий, способность на основе анализа и синтеза сделать простейшие обобщения, выделить связи, понять чувства людей по их мимике и жестам. Эмоциональная реакция на нелепость в изображении (смех, улыбка, удивление). Устойчивость внимания. Наличие интереса. Уровень речевого развития и запас представлений об окружающем.
Процедура проведения :
1. Перед ребёнком кладут первую картинку. Инструкция: «Посмотри и скажи, что здесь произошло». Дополнительные и наводящие вопросы: «Почему плачет мальчик?», «Кто забрал у него мячик?», «Покажи, какой мальчик тебе больше нравится, почему?» или «Какой мальчик добрее?».
2. Вторую картинку кладут перед ребёнком без сопровождения вопросами. Даётся 1—2 минуты на рассматривание (при этом взрослый следит за эмоциональными проявлениями). Если со стороны ребёнка нет какой-либо реакции, то его спрашивают: «Что перепутал художник?»
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к этим картинкам; особенное удовольствие вызывают нелепицы. При работе с первой картинкой они сразу воспринимают плачущего мальчика, но для понимания причины слёз требуются наводящие вопросы, после которых дети правильно понимают смысл и могут верно оценить поступки мальчиков. У многих детей в 4 года бедный словарный запас, связный рассказ они дают к 5—6 годам.
При работе со второй и третьей картинками у большинства детей отмечаются выраженные эмоциональные реакции (смех, улыбка, реплики типа «так не бывает», «как смешно»). К 4—5 годам дети понимают неверное изображение, что взаимосвязано с их представлениями об окружающем мире.
При оценке следует учитывать социальные условия жизни ребёнка. На качество работы влияет уровень сформированности целенаправленной деятельности. При более высоком уровне дети рассматривают картинку в определённой последовательности (сверху вниз, слева направо, стараясь не пропустить ни одной детали. Отмечается активность рассматривания. При низком уровне развития целенаправленной деятельности дети рассматривают картинку бессистемно, пропуская отдельные нелепые изображения. У некоторых детей такой пропуск деталей связан с повышенной отвлекаемостью, быстрым пресыщением и недостатком волевых усилий.
Дети умственно отсталые в 5 лет не понимают содержания первой сюжетной картинки. Помощь оказывается неэффективной. Они лишь перечисляют то, что видят: «Мальчик, мячик, мальчик» и т. п. В 6— 7 лет могут ответить на вопрос: «Что делает этот мальчик?» — «Плачет». Но понять причину не могут. Не наблюдается самостоятельного рассматривания; необходимо постоянное побуждение. Это относится и к работе со второй и третьей картинками. К 7 годам дети уже понимают нелепость изображённого, однако нет заметных эмоциональных реакций. Они безучастно смотрят на картинку. Активный словарь их очень беден, они с трудом строят фразу.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к работе, понимают инструкции, но им требуются наводящие вопросы при установлении причинных зависимостей в изображенном на первой картинке. Они жалеют мальчика (понимают мимику плача). Речевое оформление бедное. Вторая и третья картинки понятны, но эмоциональные реакции недостаточно выражены. К 6 годам происходят значительные качественные улучшения результатов деятельности.
Литература:
Забрамная С. Д. От диагностики к развитию : Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия “Школа для всех”. — М. : Новая школа, 1998. — 144 с.