Любовь Петрова
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного детства»
Л. Н. Петрова,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида
«Шонанпыл» с. Помары
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
В связи с появлением всевозможных гаджетов все чаще дети стали узнавать и изучать мир через эти носители, в свободное время заняты просмотром мультфильмов, увлекательных видеороликов. В детском саду познавательное развитие осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, и наша цель - помочь раскрыть и увлечь детей. Помогает нам в этом детское экспериментирование.
Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного детства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В своей работе я убедилась, что дети очень любят экспериментировать. Они получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, так как опытная деятельность может проходить во всех сферах детской деятельности : образование, игры, прогулка. Подслушав разговор детей о впечатлениях от игр в телефонах, просмотров видео по изготовлению слаймов и лизунов, я было предложено детям самим попробовать их сделать. И это было началом для наших открытий. Только сейчас поняла, что дети помогли выбрать направление для изучения детского экспериментирования, которую стала активно использовать как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Для себя я отметила, что опыты развивают у детей способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои решения, а также способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть, экспериментировать, познавать окружающий мир. Поэтому изучению и проведению опытов с водой было уделено большое внимание, которые позволили детям познакомиться со свойствами воды, с ее ценностью.
Занимательными были опыты по очистке воды, где ребята помогали бабушке Федоре спасти воду в болоте от мусора. У детей была возможность права выбора, с помощью каких предметов им очистить воду. Были предложены: ситечка, воронки, марли, ватные диски и бумага. Интересным продолжением по данной теме был «сладкий опыт» с водой, где ребятам было предложено сделать «радугу в стакане». Итогом по теме вода стал опыт с водой и крахмалом «Ньютоновская жидкость». Результат неожиданно удивил, жидкость может быть твердой и совершенно жидкой, в зависимости от того, что с ней делают.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста выбирала темы, которые могли бы увлечь и заинтересовать детей. Одним из таких занятий было «Увлекательное свойство магнита», в котором ребята многое узнали про магнит, его свойства, какие предметы он притягивает. Дети сами выбирали предметы и, поднося к магниту, делали выводы, что металлические предметы притягиваются. Для меня было приятной неожиданностью, что один из моих воспитанников сам предложил проверить действие магнита через бумагу. А задачка на сообразительность не оставила никого равнодушным, надо было перебрать в миске крупу со скрепками. Дети сами нашли пути решения проблемы, анализируя полученные знания.
Несколько занятий было посвящено теме «Удивительная соль», на которых дети познакомились с веществом – солью и ее значением в природе и жизни человека. Дети узнали, как добывают соль, определили вкус соли, ее свойства, из чего состоит соль. Был прочитан отрывок про соляной бизнес Пончика из рассказа Н. Носова «Незнайка на Луне». После накопленных представлений о свойствах, формах и видах соли дети научились использовать соль как средство для творчества.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации стала формулировать от имени сказочного героя. Например, пришло письмо от Карлсона с просьбой помочь отыскать «преступника», съевшего банку клубничного варенья, который на банке оставил отпечатки пальцев. Дети начинают думать и рассуждать, как помочь в этой ситуации. Для эксперимента мы использовали : листок белой бумаги с именем ребенка, кусочек скотча, измельченный в порошок карандашный грифель, кисточку. Ребята показали себя настоящими сыщиками. Этот же опыт дети вместе с родителями проводили дома во в апреле время карантина. Ведущая роль в этом случае принадлежала детям, они учили взрослых.
Отвечая на вопрос ребенка «Почему белые медведи не мерзнут в холодной воде?» было решено проверить это на деле. Детям было предложено опустить руки в емкость с водой и сразу же вынуть их. Руки мокрые, покрыты тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Затем дети вытирают руки и слегка смазывают кремом. Снова опускают руки в воду и вынимают. Далее дети рассуждают и делают выводы: вода уже не покрывает всю руку, она собралась каплями и, если руку встряхнуть, эти капли скатятся. Вода с руки исчезнет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
В результате проведенной работы в процессе детского экспериментирования я сделала для себя вывод: выбранные мною методы и приемы, формы работы по развитию познавательной активности и любознательности эффективны. Они помогают логически мыслить, анализировать и делать выводы, а взаимодействие с взрослым помогает детям быстрее становиться самостоятельными. Через действия, экспериментирования ребенок познает многообразие окружающего мира и открывает собственное место в нем.
Литература:
1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим м социальной действительностью. Старшая группа». – М. :ООО «Элизе Трэйдинг», 2002.
2. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников». – М. :ТЦ Сфера, 2016