Елена Новикова
Проект «Детский туризм — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели проекта для педагогов
: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Цели проекта для детей
: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;
Характеристика проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.
Участники: дошкольники 5-7лет (старшая и подготовительная к школе группа)
Публикация «Проект „Детский туризм — это интересно!“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Сроки реализации проекта : 2 года (2015-2017гг)
Проблема: Туристическо-краеведческая деятельность дошкольников как основа духовно-нравственного воспитания недостаточно изучена нашим коллективом педагогов, у дошкольников не сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования.
Актуальность.
Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.
Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.
Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К. Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.
Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л. А. Гольденберг, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. И. Лазарев, П. И. Рычков, Н. А. Соболева, М. В. Соловьев, В. Н. Татищев, В. Г. Чекан и др.
Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.
В отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. Т. Сакулиной, Б. М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.
Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию?
А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.
Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.
Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.
Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.
Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.
Цели проекта для детей : Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;
Цели проекта для педагогов : изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями г. Мантурово и Мантуровского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы Костромской области;
2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
3. Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию «открытий».
4. Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с разными видами туризма.
5. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города Мантурово; научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.
6. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу;
7. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
Принципы детского туризма.
Методы:
Формы:
Формы работы:
Этапы работы:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап
Установочный
Сентябрь 2015г Формулирует проблему (цель).
При постановке цели определяется и продукт проекта.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачу. Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Обсуждение и дополнение задач проекта.
II этап
Внедренческий
Октябрь 2015- апрель 2017г Планирование совместной деятельности,
Сбор и систематизация информации,
Поисковая деятельность
Проведение бесед, игр, экскурсий и др.
Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.
III этап
Презентационный
Май 2017г Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятельности к презентации.
Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.
Планируемые результаты:
Сформированы знания о детском туризме;
Знают представителей растений и животных Костромской области
Сформированы умения необходимые в туристическом походе. (Умение распределять туристические обязанности; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др).
Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада; умение пользоваться компасом и др).
Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.
Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.
Продукт проекта :
1. Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, экскурсий и т. д.
2. Фотоальбом: «Мы-туристы»
3. Презентация о проекте.
Маршрутный лист – Блок № 1
Маршрутный лист – Блок № 2
Маршрутный лист – Блок № 3
Маршрутный лист – Блок № 4
Перспективный план
Блок Мероприятия цель
Сентябрь
Диагностика (1-2 неделя)
Мой детский сад Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.
Мой город Мантурово Мой замечательный город (презентация)
Экскурсия на городской стадион в микрорайоне «Юбилейный» Расширять представления детей о спортивной жизни города: спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием
Природа родного края «Осень в родном городе» - пленер
Природа г. Мантурово в фотографиях местных жителей. – презентация.
Путешествие по экологической тропе д\с «Осеннее приключение» Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.
Мы - туристы Диагностическое задание «Что мы знаем о туризме» Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.
Октябрь
Мой детский сад Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной. - Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,
- уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца, постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;
-воспитывать уважение к труду взрослых
Мой город Мантурово Экскурсия к Лицею № 1. - Познакомить детей с учебным заведением.
Природа родного края Экскурсия – поход «Река Унжа»
«Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит» - беседа. - Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Унжа.
- Закреплять характерные особенности октября.
- Знакомить с народным праздником Покровом.
Мы - туристы Совместная деятельность: «Кто такие туристы. Туризм и его разновидности. Правила поведения на прогулке. Правила поведения на привале.
Игра «Угадай и расскажи», «Мы собираемся в поход» Познакомить с туризмом, видами, разновидностями. Правилами поведения на природе. В играх закреплять полученные знания.
Ноябрь
Мой детский сад Экскурсия в горницу. Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти.
Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.
Мой город Мантурово Экскурсия в художественную школу. Познакомить детей с художественной школой. Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно – прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Природа родного края «Кто живет в лесах Костромской области»- виртуальная экскурсия по лесам
Синичкин день - беседа
Закреплять знания детей об обитателях лесов Костромской области.
Закреплять знания детей об осени. Познакомить с праздниками Синичкин день и Кузьминки.
Мы - туристы Беседа : «Туристское снаряжение» Рассматривание предметов туристского снаряжения. Игры, эстафеты, практические занятия по использованию туристского снаряжения. Познакомить с туристским снаряжением. Научить самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.
Декабрь
Мой детский сад Экскурсия в медицинский блок. Встреча со старшей медсестрой.
Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой); показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи
Мой город Мантурово «Полезные богатства края» -экспериментирование.
1. Дать представления о природных богатствах Костромской области, более подробно о торфе.
2. Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (сопоставление, обобщение, анализ, синтез)
Природа родного края Д/и «Растения нашего леса» составление альбома
«Зима – не лето, в шубу одето» - беседа Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Костромской области, в т. ч. на территории ДОУ. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.
Мы - туристы Беседы на тему : «Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение», «Знакомство с туристскими знаками»
Игра «Турист – следопыт»
Эстафеты соревновательного характера. Познакомить детей с элементарными топографическими и туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге.
Январь
Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.
- в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.
Мой город Мантурово Знакомство с картой – схемой «Наш – город»
«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем городе. Познакомить с картой города Мантурово.
- Познакомить детей с народными праздниками и традициями.
Природа родного края Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
«Зима - не лето, - в шубу одето»- беседа о погодных условиях в Косромской области
- Закреплять знания детей о животном и растительном мире Костромской области в игровой форме;
- Повторять знания детей о характерных особенностях зимы в Костромской области.
Мы - туристы Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.
Дидактические игры: «Нарисуй игрушки на листе бумаги», «Где план, а где рисунок?», «Нарисуй предметы в групповой комнате», экскурсия по группе с опорой на план, прогулка – поход по территории детского сада.
Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, д\с, на территории д\с); познакомить с планом, учить составлять план.
Февраль
Мой детский сад Экскурсия в музей воинской славы. Рассматривание экспонатов военной техники.
«На героя и слава бежит» - беседа о русских богатырях Продолжать знакомить с экспонатами музея в ДОУ и Лицее № 1. Воспитывать патриотизм.
Знакомить детей с русскими богатырями.
Мой город Мантурово «Дорогая моя столица области» Заочное путешествие по городу Кострома
«Масленица» - беседа, как празднуют масленицу в нашем городе. Фольклорный праздник. Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями областного центра –г. Кострома.
- Закреплять знания детей о народном празднике Масленица.
Природа родного края Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?».
- Закреплять и расширять знание детей о животных Костромской области, учить составлять кроссворд.
Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.
Март
Мой детский сад Экскурсия в горницу. Экспонаты текстиля.
«Живет в народе песня» - беседа о русских народных песнях. Познакомить детей с рушником, одежда мужская (косоворотка, кафтан, кушак, женская (сарафан, передник, косынка)
Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Мой город Мантурово «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем. Познакомить детей с историей развития города Мантурово.
Природа родного края Экскурсия в парк. Деревья нашего края. Закреплять и расширять знания детей о деревьях Костромской области.
Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» - Продолжать закреплять полученные знаний детей о туризме в игре «Туристический поход»
Апрель
Мой детский сад «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду
Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.
Мой город Мантурово «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов
Организовать выставку семейных проектов, продолжать знакомить детей с историей города.
Природа родного края День Птиц – акция «Скворечник»
Виртуальное путешествие в край гусей – Кологривский заповедник.
«День птиц» Викторина.
«Грач на горе – весна на дворе»-беседа Познакомить с русскими обычаями встречи весны.
Познакомить с Кологривским заповедником.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Мы - туристы Экскурсия на реку Унжа – Ледоход. Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике.
Май
Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.
Мой город Мантурово Экскурсия «Аллея славы у памятника воину - освободителю»
«Традиции нашего народа» праздники, развлечения – альбом
«Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.
«Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа Познакомить детей с героями-земляками.
Природа родного края «Край родной, навек любимый» - игра «Поле чудес». Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.
Мы - туристы Туристический слет, совместно с родителями. Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Перспективный план – работа с родителями.
Месяц Мероприятия
Сентябрь Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».
Октябрь Помощь в экскурсии к реке Унже.
Ноябрь Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.
Декабрь Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»
Январь Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)
Февраль Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Март Участие в фольклорном празднике «Масленица»
Изготовление скворечников.
Апрель Участие в акции «Зеленые ладошки земли»
«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов.
Май Совместный с детьми туристический слет.
Перспективный план – работа с педагогами.
Месяц Мероприятия
Сентябрь Круглый стол: «Разработка и обсуждение проекта по туристско-краеведческой деятельности в доу»
Проведение диагностики по проекту.
Октябрь Организация экскурсии к реке Унже.
Ноябрь Организации «уголка туриста» в группе туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.
Декабрь Консультация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Январь Организация «птичьей столовой» на участке (кормушки)
Февраль Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах.
Март Организация и проведение фольклорного праздника «Масленица»
Изготовление скворечников.
Апрель Организация акции «Зеленые ладошки земли»
«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов.
Май Организация туристического слета.
Проведение диагностики.
Подведение итогов проекта.
Словарь терминов
Деятельность – Занятие, труд.
Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.
Краеведение – Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.
Маршрут – Путь следования.
Перекус – Наскоро закусить.
Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.
Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.
Слёт – Прибывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.
Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.
Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.
Турист – Человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».
Список используемой литературы
1. Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е. Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87
2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004.- 116с.
3. Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н. А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79
4. Коротковских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ / Л. Н. Коротковских// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 304 с. :ил.
6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений- СПб: «Детство-Пресс», 2001. – 400с, ил.
7. Интернет – ресурсы.