Наталья Безрукова
Итоговое образовательное мероприятие «Детский исследовательский институт» в рамках тематической недели «Фестиваль науки»
Детский исследовательский институт в рамках тематической недели Фестиваль науки
Авторы: Безрукова Наталья Владимировна, Александрова Олеся Георгиевна.
Цель: Изучение свойств различных предметов.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.
- Воспитывать у детей умение проявлять инициативу, настойчивость,
целеустремленность
- вызвать положительные эмоции.
Публикация «Итоговое образовательное мероприятие „Детский исследовательский институт“ в рамках тематической недели „Фестиваль науки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки,
умение делать выводы.
Обучающие:
- познакомить с понятием «Термометр».
- сформировать представление о свойствах воды, камня, бумаги, дерева.
Планируемые результаты образовательного мероприятия : развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументировано высказывать своё мнение). Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
Методическое оснащение: проигрыватель, записи веселых музыкальных композиций, термометр для измерения температуры воздуха, термометр для измерения температуры воды, термометр комнатный, термометр медицинский
(ртутный и электронный, полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, камень, горелка, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель, одеколон, песок, земля, плотная ткань, сахар, соль, морские камушки, стаканчики с водой и ложки по количеству детей.
План образовательного мероприятия :
1. Вводная часть:
-организационный момент.
- беседа «Какие бывают науки?»
- повторение правил безопасного поведения при проведении экспериментов.
2. Основная часть:
-работа с мнемотаблицей «Свойства воды»
-проблемная ситуация «Что может растворить вода?», проведения опыта, решение проблемной ситуации.
- динамическая пауза (физкультминутка)
- сюрпризный момент (приходит профессор Энштейникус)
- проблемная ситуация «Чем измерить температуру тела?», выдвижение гипотезы, знакомство с разными видами термометра, проведение эксперимента, решение проблемной ситуации.
- динамическая пауза (физкульминутка)
-проблемная ситуация «Из какого материала нужно строить дом?», выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, решение проблемной ситуации.
3. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия.
Ход:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я надеваю белый халат и превращаюсь в старшего научного сотрудника, а вы в младших (у детей бейджики). У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается? ( Ответы детей: Учёный- это тот, кто много знает. Кто занимается наукой.)
Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет неизвестное и непонятное. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл. А затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку. Есть ученые-историки. Они изучают, как жили люди в прошлом.
Есть математики - они изучают числа. Химики изучают законы превращения одних веществ в другие. Ученые - экологи изучают законы, по которым множеству живых существ удается жить дружно в самых разных местах: в воде, под землей, в пустыне, в городе, в лесу. Искать ответы на загадки природы нелегко, но зато как интересно такую загадку найти.
У сотрудников науки много дел,
им не до скуки.
Нужно вычислить расчет,
чтоб взлетел ввысь самолет.
Чтобы лодка не тонула.
И не съела нас акула
Чтоб дома наши стояли,
и земля нас удержала.
Воспитатель: Ребята. А вы знаете, где работают учёные? ( Ответы детей: в научной лаборатории.)
Воспитатель: как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? ( Ответы детей: надо быть аккуратным, не спешить, внимательно слушать, не толкаться, соблюдать тишину.)
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам угадать, что же мы будем с вами сегодня исследовать в лаборатории. Вот для вас подсказка:
Если руки ваши в ваксе
если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
ни готовить, ни стирать,
Без чего скажу вам прямо,
человеку умирать?
Чтобы лися дождик с неба,
чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
жить нельзя нам без….
( Ответы детей: воды)
Воспитатель: Правильно! Отгадали! Мы, ребята, с вами в этом году очень хорошо изучили воду, провели много опытов и экспериментов, выяснили свойства воды. Напомните мне о них (предлагается мнемотаблица «Свойства воды»)
( Ответы детей: вода течёт, её можно налить во что – нибудь; вода не имеет формы; вода не имеет запаха; вода не имеет цвета; вода не имеет вкуса; вода прозрачная; вода может превратиться в снег, лёд, пар.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно перечислили! А вот вчера ко мне в группу пришли Миша и Маша. У них вышел спор, и они попросили меня им помочь. Миша говорит, что вода растворяет всё, а Маша с ним не согласна. Кто же из них прав?
( Ответы детей: Миша. Маша.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыт и подтвердить или опровергнуть ваши догадки. Проходите, пожалуйста, за ваши лабораторные столы. Здесь у каждого из вас есть стакан с чистой водой, кусочек сахара, солонка с солью, емкость с морскими камушками, ложки. Положите в стакан с водой кусочек сахара. Вы видите его в стакане? Размешайте воду ложкой. А сейчас видите сахар?
( Ответы детей: Нет)
Воспитатель: правильно, потом что сахар растворился в воде! А теперь положите в другой стакан с чистой водой ложку поваренной соли и тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль?
( Ответы детей: нет)
Воспитатель: А почему вы не видите соль?
( Ответы детей: потому что вода её растворила)
Воспитатель: А теперь опустите в третий стакан с водой речные камушки. Помешайте ложкой. Вы видите речные камушки?
( Ответы детей: видим)
Воспитатель: правильно. Вы их видите. А почему?
( Ответы детей: потому что они не растворились в воде)
Воспитатель: Ребята, так кто же в споре оказался прав - Маша или Миша?
( Ответы детей: Права Маша. Вода не всё может растворить.)
Воспитатель: Ребята. Вода может растворить не только сахар и соль, но ещё и мыло. Я так и сделала. И у меня получились замечательные мыльные пузыри! Я предлагаю вам с ними поиграть.
(дети играют с мыльными пузырями под музыкальную композицию
«Мы пускаем пузыри» группы «Кукутики»)
Раздаётся стук в дверь.
Входит профессор Энштейникус.
Профессор Энштейникус: Здравствуйте ребята! Я профессор Энштейникус, занимаюсь наукой. Я слышал, что у вас в детском саду замечательная научная лаборатория есть. Разрешите мне воспользоваться ею, что бы провести ряд научных опытов (дети разрешают). Сейчас должен прибыть мой лаборант с опытными образцами химических веществ, но что он задерживается. (У профессора раздается звонок телефона. Звонит лаборант. Выясняется, что у него жар. Он спрашивает, как узнать, повышена ли у него температура тела или нет. Профессор спрашивает детей, как помочь лаборанту)
( Ответы детей: надо измерить температуру с помощью градусника)
Профессор Энштейникус: Правильно, ребята, надо измерить температуру специальным прибором. Только он по научному называется «Термометр». Вот у меня в портфеле есть множество термометров, посмотрите. Они состоят из корпуса, шкалы, делений посредине шкалы. Термометр нужен для того, чтобы определять температуру. А температура измеряется в градусах. Можно измерить температуру любого предмета. Для этого существует множество разных термометров. Вот, например, можно измерить температуру воздуха на улице и узнать: тепло или холодно за окном. Для этого нам понадобится уличный термометр (демонстрирует термометр детям). Температура воздуха бывает положительная (+, тепло) и отрицательная (-, холодно). Её показывает нам жидкость красного цвета внутри термометра. Когда холодно. Жидкость опускается вниз, когда тепло она поднимается вверх. Сейчас мы с вами проведем эксперимент по измерению температуры воздуха на улице. Мы помести наш термометр за окно. А пока он там работает, мы познакомимся с другим видом термометра. (показывает термометр для измерения температуры воды) А вот этот термометр помогает нам узнать. Какова температура воды или любой другой жидкости. Посмотрите, у меня на столе две емкости с водой. Давайте определим, в какой ёмкости вода горячее (дети измеряют температуру воды). Ребята, у меня остался еще один термометр. Как вы думаете, что измеряют им? (ответы детей). Ребята! Это термометр для изменения температуры воздуха в помещении. Давайте узнаем, тепло ли у вас в группе (вызывает ребёнка для определения температуры воздуха). А теперь давайте проверим наш термометр, который находится у нас за окном (дети определяют температуру воздуха на улице).Вот, ребята. Я показал вам все термометры, которые у меня есть. Но у меня нет такого, чтобы измерить температуру тела человека. Где же мне его взять. Чтобы передать моему больному лаборанту?
Воспитатель: А такие термометры есть у нас в детском саду. Мы можем одолжить их вам. Только ведь эти термометры бывают разными. У нас есть электронный термометр и ртутный. Электронный – безопасный, а вот ртутный очень опасен, если его разбить, потому что в нём ртуть. Это вещество, которое поднимается по шкале термометра и показывает температуру тела. Но ртуть очень ядовита, если попадает в окружающую среду. Поэтому с термометром нужно обращаться осторожно, без разрешения взрослых его трогать нельзя. Для человека нормальная температура 36,6градусов. А если человек заболел, то его температура будет 37 градусов и выше. Тогда человеку требуется лечение. Давайте попробуем измерить температуру тела человека
(вызывается два ребёнка для измерения температуры ртутным и электронным термометром. Делается вывод, что дети здоровы)
Воспитатель: Ну вот, уважаемый профессор, мы выяснили, каким прибором нужно измерить температуру. Расскажи об этом своему лаборанту. Пусть он скорее выздоравливает и впредь не болеет. А что бы не болеть, надо делать каждый день зарядку. Хочешь, мы тебя научим?
(проводится физминутка под музыку «Весёлая зарядка» группы «Кукутики»)
Профессор Эншнейникус: Ребята, а вы знаете, собственно, зачем я пришел в вашу научную лабораторию? У меня есть один знакомый ученый по имени Диоген. Он раньше в бочке жил. Но как – то в мае была сильная гроза и молния ударила прямо в бочку. Случился пожар и бочка сгорела. Теперь ему негде жить. Нужно строить новый дом, но он не знает из какого материала. Не могли бы провести научное исследование и узнать из чего же надо строить дом, чтоб он не сгорел в пожаре?
(предлагает провести научные опыты, вызывает помощников)
Опыт №1 «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»
Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, камень, горелка, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель.
Ход опыта:
Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню камень – он не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан она шипит).
Вывод: опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Каменные предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).
Опыт №2 «Чем можно потушить огонь?»
Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении огня.
Материалы и оборудование: четыре фарфоровые чашки, одеколон, песок, земля, плотная ткань, огнетушитель.
Ход опыта:
Воспитатель поджигает небольшое количество одеколона в четырех фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой, вторую засыпает песком, третью – землёй, четвертую накрывает плотной тканью. Во всех чашка огонь тухнет.
Вывод: опыт показывает, что при тушении огня можно использовать простую воду, а также песок, землю и плотную ткань.
Воспитатель: Итак, уважаемый профессор, по итогам опытом мы пришли к выводу, что твоему знакомому Диогену надо строить дом из камня, а если вдруг случится пожар, то надо тушить его водой, песком, плотной тканью. Но надежнее всё же позвонить по телефону 112 и вызвать пожарных.
(Профессор благодарит детей за помощь, прощается и уходит.)
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Наше экспериментирование подошло к концу. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Что нового и интересного мы узнали?
Ответы детей: Мы были в лаборатории. Мы узнали, что вода растворяет не все вещества и предметы. Мы узнали, что строить дома лучше из камня, потому что он не горит. Мы узнали, какие бывают термометры и как ими пользоваться. Мы узнали, чем лучше тушить огонь.
Воспитатель: Вы – молодцы! Все очень старались и у вас всё получилось! Впереди нас ждут новые интересные опыты и эксперименты.