Екатерина Маркина
Детский фольклорный театр как фактор развития речи детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами!
Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности
человека.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Детский фольклорный театр как фактор развития речи детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения
ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой
начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок.
Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатии пока к малознакомому человеку-воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, воспитанием звуковой культуры речи, обогащением и активизацией словаря, формированием элементарного осознания явлений языка и речи, формирование образного звучания.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры.
Осознавая роль художественной литературы как важнейшего средства речевого развития, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Анализ внешней ситуации.
Сильные стороны:
1. Многообразие программ и методик по развитию речи дошкольного возраста.
2. Методики доступны и разрешены к использованию в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Во всех программах и методиках присутствует раздел по развитию речи, а также решаются задачи по данной теме.
Слабые стороны:
1. Недостаточно углубленно и разработана проблема по развитию речи посредством фольклорного театра детей младшего дошкольного возраста.
2. Нет разработок методического с практическим материалом в программе.
3. Сложно выстроить систему работы по использованию фольклора по развитию речи от однообразности программ.
Анализ внутренней ситуации.
Сильные стороны:
1. Интерес и желание детей к фольклорным произведениям.
2. Желание детей исполнять произведения устного народного творчества.
3. Помощь и участие родителей в образовательном процессе по развитию речи детей.
Слабые стороны:
1. Низкий уровень развития речи дошкольников.
2. Недостаточные знания произведений устного народного творчества.
3. Недостаточное оснащение ППРС различными видами театра.
Проблема.
Как правильно использовать детский фольклорный театр для развития речи детей первой младшей группы?
Цель: Разработать систему использования фольклорного театра в развитии речи детей первой младшей группы.
Задачи проекта:
1. Изучить современную программно-методическую литературу по использованию фольклора.
2. Создать ППРС для формирования навыков речи посредством различных видов театра.
3. Составить перспективный план работы с детьми первой младшей группы по использованию фольклора в театрализованной деятельности детей.
4. Выявить уровень знаний детей произведений устного народного творчества.
5. Совершенствовать речевые навыки детей в элементах инсценировки произведений устного народного творчества, используя разные выразительные средства: сила голоса, мимика, тембр, а также согласовать движение с текстом.
6. Оценить эффективность внедрения педагогического проекта в работе с детьми 2 – 3 лет по использованию фольклора в развитии речи.
7. Расширить знания родителей по использованию фольклорных произведений в речи.
Ожидаемые результаты:
1. Дети самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают, инсценируют произведения устного народного творчества.
2. Воспитанники эмоционально проявляют свое состояние в соответствии содержаниям произведений устного народного творчества, используя разные выразительные средства: силу, тембр голоса, мимику, жесты.
3. Создание ППРС для развития речи детей первой младшей группы посредством различных видов театра.
4. Заинтересованность родителей в развитии речи ребенка.
Продукты проекта:
Реализация проекта.
1 этап: Подготовительный: август- сентябрь
Задачи:
1. Подобрать литературу по фольклору, программно-методическое обеспечение по развитию речи.
2. Провести первичную педагогическую диагностику речевого и социально-коммуникативного развития детей второй группы раннего возраста.
3. Создать ППРС посредством различных видов театра.
Создание ППРС для развития речи детей раннего возраста посредством различных видов театров.
Жанры фольклора Необходимый материал
Потешки и прибаутки Игрушки: коза петушок, заяц, лиса и т. д.
Картинки животных и птиц.
Маски животных и т. д.
Музыкальные инструменты.
Ширма.
Колыбельные Куклы, кроватки.
Сказки Настольный театр по сказкам : «Репка», «Теремок».
Теневой театр по сказке «Колобок».
Книжки со сказками.
Пальчиковый театр по сказке «».
Игрушки.
Ширма.
Предметы народного костюма.
Пальчиковые игры Картотека пальчиковых игр на основе устного народного творчества.
Загадки Игрушки животных, птиц.
Картинки.
2 этап. Основной: октябрь - апрель
Перспективный план работы
по развитию речи детей 2 – 3 лет посредством фольклора
в театрализованной деятельности.
Работа с воспитанниками
Сентябрь
Пот. «Идет коза рогатая» Пот. «Зайка серенький сидит» Сказка «Репка»
Пот. «Петушок» Пальчик. игры «Сорока-сорока», «Огуречик- огуречик» Сказка «Курочка Ряба», Колыб. «Баю-баю, баю бай, ты собаченька не лай».
Пот. «Водичка-водичка» Пальчик. игра «Пальчик-мальчик, где ты был?» Пот. «Киска», «Сорока-белобока»
Пот. «Вот и люди спят» Пот. «Ладушки-ладушки» Пот. «Как у нашего кота». Сказка «Колобок»
Пот. «Большие ноги» Пот. «Пошел котик на торжок» Пот. «Ночь пришла…»
Стих «Наша маша маленька» Пот. «Еду-еду.» Сказка «Волк и козлята».
Пот. «Травка-муравка» Пот. «Привяжу я козлика…» Колыб. «Ай-люли-люли»
Пот. «Ай, качи-качи» Пот. «Ай, ду-ду-ду», «дождик дождик» Стих «Солнышко-ведрышко»
Мероприятия по развитию речи по средствам фольклора.
С детьми Сроки
Знакомство с произведениями устного народного творчества: Потешками «Петушок», «Идет коза рогатая» и др. Сказками «Теремок», «Репка» и др, песнями, прибаутками и др. Постоянно
Исполнение произведений устного народного творчества
Пение песен
Прослушивание аудио записей
Просмотр диафильмов со сказками
С родителями
Папка с произведениями устного народного творчества для повторения дома Постоянно
Информация на тему: «Развиваем речь по средствам фольклора» Ноябрь
Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи, обмен опытом. Постоянно
Совместно с родителями и детьми рассказывание потешок. Март
С педагогами
Показ отчетного занятия по использованию фольклорных произведений в развитии речи детей 2-3 лет. Май
3 этап. Заключительный: май
Задачи:
1. Выявить уровень речевого развития детей первой младшей группы путем театрализованной деятельности.
2. Проанализировать эффективность внедрения проекта.
Литература:
1. ФГОС «Развитие речи в детском саду» вторая группа раннего возраста авт. В. В. Гербова, Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2015 год
2. «Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г
3. Е. Н. Леанович. Познавательное и речевое развитие дошкольников. Издательство «Сфера» 2015г
4. Н. Л. Стефанова. Формирование мелкой моторики. Развитие речи. Учитель 2010.
5. Л. Н. Смирнова. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. Издательство «Мозаика-синтез» 2007
6. Л. Н. Павлова. Развитие речи и мышления 1-3года. Издательство «Мозаика-синтез». 2005
7. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Издательство «Мозаика-синтез». 2013