Получи документы

Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Шевелева Оксана Викторовна
Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1 Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации;

актуальность проекта)

Предпосылки грамотности начинают формироваться в раннем детстве. Л. С. Выгодский говорил: «Обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника».

Старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты и предупреждений нарушений чтения и письма у детей с речевыми проблемами.

Темочки:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Новизна применения «Деткой типографии» в ДОУ

На своих занятиях я использую пособие «Детская типография».

«Детская типография» - это эффективный способ формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста. Она несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую функцию. На занятиях, в игре, у детей формируются навыки звукобуквенного анализа слова, что является хорошей подготовкой к обучению грамоте. Разнообразные задания позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать задания различного уровня сложности в соответствии с темой занятия.

С помощью штампов дошколята закрепляют образ изученных букв, учатся составлять из них слова. Работа со штампами тренирует мелкую моторику и зрительно-моторную, пространственную координацию ребенка. Штампы из наборов можно соединять между собой в блоки. Это позволяет набирать из букв слова и печатать их целиком.

Проблемы.

1. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, вызвать чувство неуверенности в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

2. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребёнка и его положение в детском коллективе.

3. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Для поддержания интереса и повышения эффективности учебного процесса необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.

Таким образом использование «Детской типографии» повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к обучению в школе.

Для решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи:

Цель: Обновление системы работы по развитию предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с работой со штампами;

-обучение печатанию букв, слогов, слов;

-обучение слоговому чтению;

-обучение умению производить звуко-буквенный анализ.

Развивающие :

-развитие интереса к печатанию и письменной речи;

-развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

-развитие познавательных процесс.

Познавательные:

-преодоление индивидуальных трудностей во время развития речи;

-развитие, уточнение и расширение словарного запаса;

Воспитательные:

-воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности;

-обеспечение условий для повышения мотивации развития речевых способностей.

2. Содержание работы по созданию условий развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы над проектом :

1 этап - начальный (констатирующий – диагностический

(02.09. 2024- 16.09.2025г.)

Деятельность педагога

- Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики выявление проблемы, изучение индивидуальных особенностей;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной литературы, Интернет материала;

- определение тем презентаций для занятий;

- подбор материалов для консультаций;

- составление перспективного плана мероприятий.

Совместная деятельность педагога и воспитателей

- введение воспитателей в круг актуальных вопросов по проблемам данной проектной деятельности;

- формирование интереса к тематике проекта;

2 этап – основной (формирующий (16.09.2024 – 15.05.2025г.)

- Основной этап предполагает апробацию данного пособия «Детская типография» в организации работы с дошкольниками :

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями

- подбор консультаций.

3 этап – заключительный (контрольный) 15.05.2025. – 31.05.2025г.)

Подведение итогов.

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

развитие слухового и зрительного восприятия языкового материала;

осознания структуры звучащей речи и звукобуквенного соответствия;

навыков чтения и звукоориентированного письма;

словарного запаса;

мотивации ребенка к активному чтению и свободному письму.

Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю с помощью методического комплекта «Детская типография». В методический комплект входят 84 деревянных штампа- буквы русского алфавита и знаки препинания, прилагаются рабочие тетради с игровыми заданиями. Штампы стыкуются между собой с помощью деревянного соединения. Слово из 3-10 букв за пару секунд дети «переносят» на лист. Безусловно, размер слова и скорость его появления на бумаге восхищают ребенка.

Для решения большего количества задач я сочетаю использование методического комплекта «Детская типография» с использованием комплекта «Магнитные буквы: 154 мягких магнита (буквы, цифры и знаки препинания)», комплектом «Магнитные элементы для составления букв: 210 элементов» и набором трафаретов: буквы, фигуры, узоры.

На этапе старшего дошкольного возраста дети изучают такие понятия, как "звук", "буква", "слово", "предложение", гласные и согласные звуки, а также практикуются в звуковом анализе слов. Они также учатся различать согласные звуки по их характеристикам, например, звонкие, глухие, твердые и мягкие. Кроме того, они развивают такие навыки, как деление простых слов на слоги, проведение звукового анализа коротких слов, составление предложений на основе примеров и совершенствование мелкой моторики.

Работа со штампами дает возможность ощутить количество букв в слове, их порядок, разовьет навык составления слов из букв. При этом тренируется мелкая моторика кистей рук и зрительно- моторная координация: нужно не только набрать буквы по порядку, но и попасть точно «в окошко». Одновременно развивается такое важное качество, как внимание.

Благодаря «Детской типографии» дети быстрее запоминают буквы, а значит и начинают читать.

Используя штампы, дети закрепляют графический образ букв, учатся «набирать» и печатать слова. Для дошкольников работа с набором — это игры с буквами и словами, печатание по образцу и без него, опыт слогового чтения, формирование привычки проверять задание перед его выполнением и анализировать готовую работу, ориентирование на листе, развитие зрительно- моторной координации. Пальцы ребенка во время работы со штампами испытывают чередование сильного напряжения и расслабления.

Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук происходит при правильном письме. Повторяющиеся действия при работе со штампами выполняются всё уверенней, затем естественным образом превращаются в навык.

Возможности методического комплекта «Детской типографии» обширны, они не ограничиваются только работой в тетрадях. В планах с помощью детской типографии выпустить тематическую газету «Вот и стали мы на год взрослее».

Но возможности «Детской типографии» огромны: есть возможность сделать поздравительную открытку, объявление, журнал, газету, атрибуты для игр и многое другое.

Сейчас моя работа будет направлена на знакомство со звуками и буквами, а именно графическим образом буквы, правильностью печатания её.

Так же я буду активно использовать комплекты «Элементы букв», «Буквы» с помощью которых мы формируем и развиваем точное восприятие и знание графического изображение буквы, что является профилактикой дисграфии.

Предполагаемый результат.

Дети:

1. Появится интерес к письму и письменной речи, к играм со словами и звуками. Познакомятся с буквами, функциями шрифта и научатся экспериментировать в этой области.

2. Овладеют практическими навыками в работе со штампами (смогут составлять из букв осмысленные слова).

3. Познакомятся с книжной и письменной культурой, с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия).

4. Усвоят значение слов «автор», «иллюстратор», «заглавие», «типография».

Педагоги:

1. Повышение педагогической компетентности.

2. Дополнительные возможности личностного и профессионального роста.

Родители:

1. Повышение активности и заинтересованности в организации совместной деятельности с педагогами и детьми.

2. Улучшение взаимоотношений с детьми в ходе реализации совместной деятельности.

3. Приобретение педагогического опыта с перспективой его внедрения в дальнейшую образовательную деятельность ребенка.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 22:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Шевелева Оксана Викторовна (УИ 651368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД