Лучший педагог года

Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Шевелева Оксана Викторовна
Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1 Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации;

актуальность проекта)

Предпосылки грамотности начинают формироваться в раннем детстве. Л. С. Выгодский говорил: «Обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника».

Старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты и предупреждений нарушений чтения и письма у детей с речевыми проблемами.

Темочки:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Новизна применения «Деткой типографии» в ДОУ

На своих занятиях я использую пособие «Детская типография».

«Детская типография» - это эффективный способ формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста. Она несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую функцию. На занятиях, в игре, у детей формируются навыки звукобуквенного анализа слова, что является хорошей подготовкой к обучению грамоте. Разнообразные задания позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать задания различного уровня сложности в соответствии с темой занятия.

С помощью штампов дошколята закрепляют образ изученных букв, учатся составлять из них слова. Работа со штампами тренирует мелкую моторику и зрительно-моторную, пространственную координацию ребенка. Штампы из наборов можно соединять между собой в блоки. Это позволяет набирать из букв слова и печатать их целиком.

Проблемы.

1. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, вызвать чувство неуверенности в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

2. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребёнка и его положение в детском коллективе.

3. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Для поддержания интереса и повышения эффективности учебного процесса необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.

Таким образом использование «Детской типографии» повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к обучению в школе.

Для решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи:

Цель: Обновление системы работы по развитию предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с работой со штампами;

-обучение печатанию букв, слогов, слов;

-обучение слоговому чтению;

-обучение умению производить звуко-буквенный анализ.

Развивающие :

-развитие интереса к печатанию и письменной речи;

-развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

-развитие познавательных процесс.

Познавательные:

-преодоление индивидуальных трудностей во время развития речи;

-развитие, уточнение и расширение словарного запаса;

Воспитательные:

-воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности;

-обеспечение условий для повышения мотивации развития речевых способностей.

2. Содержание работы по созданию условий развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы работы над проектом :

1 этап - начальный (констатирующий – диагностический

(02.09. 2024- 16.09.2025г.)

Деятельность педагога

- Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики выявление проблемы, изучение индивидуальных особенностей;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной литературы, Интернет материала;

- определение тем презентаций для занятий;

- подбор материалов для консультаций;

- составление перспективного плана мероприятий.

Совместная деятельность педагога и воспитателей

- введение воспитателей в круг актуальных вопросов по проблемам данной проектной деятельности;

- формирование интереса к тематике проекта;

2 этап – основной (формирующий (16.09.2024 – 15.05.2025г.)

- Основной этап предполагает апробацию данного пособия «Детская типография» в организации работы с дошкольниками :

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями

- подбор консультаций.

3 этап – заключительный (контрольный) 15.05.2025. – 31.05.2025г.)

Подведение итогов.

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

развитие слухового и зрительного восприятия языкового материала;

осознания структуры звучащей речи и звукобуквенного соответствия;

навыков чтения и звукоориентированного письма;

словарного запаса;

мотивации ребенка к активному чтению и свободному письму.

Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю с помощью методического комплекта «Детская типография». В методический комплект входят 84 деревянных штампа- буквы русского алфавита и знаки препинания, прилагаются рабочие тетради с игровыми заданиями. Штампы стыкуются между собой с помощью деревянного соединения. Слово из 3-10 букв за пару секунд дети «переносят» на лист. Безусловно, размер слова и скорость его появления на бумаге восхищают ребенка.

Для решения большего количества задач я сочетаю использование методического комплекта «Детская типография» с использованием комплекта «Магнитные буквы: 154 мягких магнита (буквы, цифры и знаки препинания)», комплектом «Магнитные элементы для составления букв: 210 элементов» и набором трафаретов: буквы, фигуры, узоры.

На этапе старшего дошкольного возраста дети изучают такие понятия, как "звук", "буква", "слово", "предложение", гласные и согласные звуки, а также практикуются в звуковом анализе слов. Они также учатся различать согласные звуки по их характеристикам, например, звонкие, глухие, твердые и мягкие. Кроме того, они развивают такие навыки, как деление простых слов на слоги, проведение звукового анализа коротких слов, составление предложений на основе примеров и совершенствование мелкой моторики.

Работа со штампами дает возможность ощутить количество букв в слове, их порядок, разовьет навык составления слов из букв. При этом тренируется мелкая моторика кистей рук и зрительно- моторная координация: нужно не только набрать буквы по порядку, но и попасть точно «в окошко». Одновременно развивается такое важное качество, как внимание.

Благодаря «Детской типографии» дети быстрее запоминают буквы, а значит и начинают читать.

Используя штампы, дети закрепляют графический образ букв, учатся «набирать» и печатать слова. Для дошкольников работа с набором — это игры с буквами и словами, печатание по образцу и без него, опыт слогового чтения, формирование привычки проверять задание перед его выполнением и анализировать готовую работу, ориентирование на листе, развитие зрительно- моторной координации. Пальцы ребенка во время работы со штампами испытывают чередование сильного напряжения и расслабления.

Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук происходит при правильном письме. Повторяющиеся действия при работе со штампами выполняются всё уверенней, затем естественным образом превращаются в навык.

Возможности методического комплекта «Детской типографии» обширны, они не ограничиваются только работой в тетрадях. В планах с помощью детской типографии выпустить тематическую газету «Вот и стали мы на год взрослее».

Но возможности «Детской типографии» огромны: есть возможность сделать поздравительную открытку, объявление, журнал, газету, атрибуты для игр и многое другое.

Сейчас моя работа будет направлена на знакомство со звуками и буквами, а именно графическим образом буквы, правильностью печатания её.

Так же я буду активно использовать комплекты «Элементы букв», «Буквы» с помощью которых мы формируем и развиваем точное восприятие и знание графического изображение буквы, что является профилактикой дисграфии.

Предполагаемый результат.

Дети:

1. Появится интерес к письму и письменной речи, к играм со словами и звуками. Познакомятся с буквами, функциями шрифта и научатся экспериментировать в этой области.

2. Овладеют практическими навыками в работе со штампами (смогут составлять из букв осмысленные слова).

3. Познакомятся с книжной и письменной культурой, с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия).

4. Усвоят значение слов «автор», «иллюстратор», «заглавие», «типография».

Педагоги:

1. Повышение педагогической компетентности.

2. Дополнительные возможности личностного и профессионального роста.

Родители:

1. Повышение активности и заинтересованности в организации совместной деятельности с педагогами и детьми.

2. Улучшение взаимоотношений с детьми в ходе реализации совместной деятельности.

3. Приобретение педагогического опыта с перспективой его внедрения в дальнейшую образовательную деятельность ребенка.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Коллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возрастаКоллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Коллаж- одна из самых любимых моих техник в творчестве с детьми. Коллаж относится к разряду смешанных техник. В коллаже сочетаются рисование.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 22:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Шевелева Оксана Викторовна (УИ 651368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Празднуем день рек!
Духовных книг божественная мудрость!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД