Шевелева Оксана Викторовна
Проект «Детская типография как инновационное средство развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации;
актуальность проекта)
Предпосылки грамотности начинают формироваться в раннем детстве. Л. С. Выгодский говорил: «Обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника».
Старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты и предупреждений нарушений чтения и письма у детей с речевыми проблемами.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Типография
- Темочки
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Новизна применения «Деткой типографии» в ДОУ
На своих занятиях я использую пособие «Детская типография».
«Детская типография» - это эффективный способ формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста. Она несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую функцию. На занятиях, в игре, у детей формируются навыки звукобуквенного анализа слова, что является хорошей подготовкой к обучению грамоте. Разнообразные задания позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать задания различного уровня сложности в соответствии с темой занятия.
С помощью штампов дошколята закрепляют образ изученных букв, учатся составлять из них слова. Работа со штампами тренирует мелкую моторику и зрительно-моторную, пространственную координацию ребенка. Штампы из наборов можно соединять между собой в блоки. Это позволяет набирать из букв слова и печатать их целиком.
Проблемы.
1. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, вызвать чувство неуверенности в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия.
2. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребёнка и его положение в детском коллективе.
3. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Для поддержания интереса и повышения эффективности учебного процесса необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.
Таким образом использование «Детской типографии» повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к обучению в школе.
Для решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи:
Цель: Обновление системы работы по развитию предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
-знакомство с работой со штампами;
-обучение печатанию букв, слогов, слов;
-обучение слоговому чтению;
-обучение умению производить звуко-буквенный анализ.
Развивающие :
-развитие интереса к печатанию и письменной речи;
-развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
-развитие познавательных процесс.
Познавательные:
-преодоление индивидуальных трудностей во время развития речи;
-развитие, уточнение и расширение словарного запаса;
Воспитательные:
-воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности;
-обеспечение условий для повышения мотивации развития речевых способностей.
2. Содержание работы по созданию условий развития предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы работы над проектом :
1 этап - начальный (констатирующий – диагностический
(02.09. 2024- 16.09.2025г.)
Деятельность педагога
- Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики выявление проблемы, изучение индивидуальных особенностей;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной литературы, Интернет материала;
- определение тем презентаций для занятий;
- подбор материалов для консультаций;
- составление перспективного плана мероприятий.
Совместная деятельность педагога и воспитателей
- введение воспитателей в круг актуальных вопросов по проблемам данной проектной деятельности;
- формирование интереса к тематике проекта;
2 этап – основной (формирующий (16.09.2024 – 15.05.2025г.)
- Основной этап предполагает апробацию данного пособия «Детская типография» в организации работы с дошкольниками :
- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями
- подбор консультаций.
3 этап – заключительный (контрольный) 15.05.2025. – 31.05.2025г.)
Подведение итогов.
- Оформление результатов работы по теме самообразования.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
развитие слухового и зрительного восприятия языкового материала;
осознания структуры звучащей речи и звукобуквенного соответствия;
навыков чтения и звукоориентированного письма;
словарного запаса;
мотивации ребенка к активному чтению и свободному письму.
Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю с помощью методического комплекта «Детская типография». В методический комплект входят 84 деревянных штампа- буквы русского алфавита и знаки препинания, прилагаются рабочие тетради с игровыми заданиями. Штампы стыкуются между собой с помощью деревянного соединения. Слово из 3-10 букв за пару секунд дети «переносят» на лист. Безусловно, размер слова и скорость его появления на бумаге восхищают ребенка.
Для решения большего количества задач я сочетаю использование методического комплекта «Детская типография» с использованием комплекта «Магнитные буквы: 154 мягких магнита (буквы, цифры и знаки препинания)», комплектом «Магнитные элементы для составления букв: 210 элементов» и набором трафаретов: буквы, фигуры, узоры.
На этапе старшего дошкольного возраста дети изучают такие понятия, как "звук", "буква", "слово", "предложение", гласные и согласные звуки, а также практикуются в звуковом анализе слов. Они также учатся различать согласные звуки по их характеристикам, например, звонкие, глухие, твердые и мягкие. Кроме того, они развивают такие навыки, как деление простых слов на слоги, проведение звукового анализа коротких слов, составление предложений на основе примеров и совершенствование мелкой моторики.
Работа со штампами дает возможность ощутить количество букв в слове, их порядок, разовьет навык составления слов из букв. При этом тренируется мелкая моторика кистей рук и зрительно- моторная координация: нужно не только набрать буквы по порядку, но и попасть точно «в окошко». Одновременно развивается такое важное качество, как внимание.
Благодаря «Детской типографии» дети быстрее запоминают буквы, а значит и начинают читать.
Используя штампы, дети закрепляют графический образ букв, учатся «набирать» и печатать слова. Для дошкольников работа с набором — это игры с буквами и словами, печатание по образцу и без него, опыт слогового чтения, формирование привычки проверять задание перед его выполнением и анализировать готовую работу, ориентирование на листе, развитие зрительно- моторной координации. Пальцы ребенка во время работы со штампами испытывают чередование сильного напряжения и расслабления.
Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук происходит при правильном письме. Повторяющиеся действия при работе со штампами выполняются всё уверенней, затем естественным образом превращаются в навык.
Возможности методического комплекта «Детской типографии» обширны, они не ограничиваются только работой в тетрадях. В планах с помощью детской типографии выпустить тематическую газету «Вот и стали мы на год взрослее».
Но возможности «Детской типографии» огромны: есть возможность сделать поздравительную открытку, объявление, журнал, газету, атрибуты для игр и многое другое.
Сейчас моя работа будет направлена на знакомство со звуками и буквами, а именно графическим образом буквы, правильностью печатания её.
Так же я буду активно использовать комплекты «Элементы букв», «Буквы» с помощью которых мы формируем и развиваем точное восприятие и знание графического изображение буквы, что является профилактикой дисграфии.
Предполагаемый результат.
Дети:
1. Появится интерес к письму и письменной речи, к играм со словами и звуками. Познакомятся с буквами, функциями шрифта и научатся экспериментировать в этой области.
2. Овладеют практическими навыками в работе со штампами (смогут составлять из букв осмысленные слова).
3. Познакомятся с книжной и письменной культурой, с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия).
4. Усвоят значение слов «автор», «иллюстратор», «заглавие», «типография».
Педагоги:
1. Повышение педагогической компетентности.
2. Дополнительные возможности личностного и профессионального роста.
Родители:
1. Повышение активности и заинтересованности в организации совместной деятельности с педагогами и детьми.
2. Улучшение взаимоотношений с детьми в ходе реализации совместной деятельности.
3. Приобретение педагогического опыта с перспективой его внедрения в дальнейшую образовательную деятельность ребенка.