Наталья Дьяченко
Детская ревность: рекомендации для родителей состоявшихся и будущих
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению психологов, ревность, конечно же,- негативно окрашенное чувство, которое возникает при ощущаемом субъектом недостатке внимания, уважения или симпатии со стороны ценимого человек, и в первую очередь со стороны того, кого он любит.
Ревность у ребёнка возникает, когда ему кажется, что родители уделяют больше внимание его братьям или сёстрам. Ревность к сиблингу (сиблинги, или сибсы (англ. siblings, sibs- брат или сестра, - генетический термин, обозначающий потомков одних родителей, то есть это родные братья и сёстры, но не близнецы) довольно широко распространена (не так уж редки случаи разных способов избавиться от брата/ сестры самостоятельно: попытка выбросить в форточку, оставить в коляске на улице, или постоянные просьбы к родителям : «Давай отдадим его обратно», «Пусть он живёт у бабушки» и т. п.). И не редко – к будущим : «Мама, не хочу, чтобы ты рожала брата/сестру», «Мне никто не нужен», «Вам хватит и меня одного», «Я не буду его любить».
Публикация «Детская ревность: рекомендации для родителей состоявшихся и будущих» размещена в разделах
Между тем не реже бывает и ситуация противоположная: маленькие дети просят «купить» им братика или сестру. При этом просящий ребёнок окружен общим вниманием, живёт в достатке. Но он всё же одинок, не имеет тех отношений, которые бывают между детьми в семье и которые взрослые заменить не могут. И это не только вопрос общения. Часто ребёнок имеет потребность о ком то более слабом, хуже умеющим что- то делать, заботиться. Защищать. Благодарность и уважение младшего – награда для него, особенно в контексте самоутверждения, личностного роста. «Старший брат- это не простое дело! Это- профессия. Для младшего брата ты- пример для подражания, наставник. Для младшей сестры – защитник, опора. Младшие ведь всегда берут пример со старших, уважают их, восхищаются ими, даже если старшие этого заслуживают. А обижать младших, отбирать у них игрушки, драться с ними- нечестно: ведь ты же заведомо сильнее, умнее, опытнее. А значит - бой неравен!»
Если родители по разным причинам не решаются на второго ребёнка, просьба о братике или сестрёнке становится всё более редкими, ведь единственный ребёнок привыкает к своему исключительному положению, когда в семье всё для него. Ещё хуже, если такое положение приводит к не верной оценки им своей личности. «Раз всё для меня, значит, я – основа благополучия в доме, мерило удовлетворенности родителей, вся любовь и внимание которых – мои!» - так формируется личностная оценка первенца, особенно в условиях гиперопеки со стороны значимых взрослых. Это самооценка – эгоистична. Ревность - показатель эгоизма.
Часто родители единственного ребёнка опасаются именно детской ревности, когда задумываются о рождении второго ребёнка, ведь они знают не об одной истории о её проявлениях в других семьях, причём «самых ужасных». Они задумываются над тем, как можно преодолеть те трудности, которые неизбежно возникнут, тем более если осознают «исключительное положение» первого ребёнка, воспитанного ими.
Здесь необходимо сказать и о том, какими способами можно стимулировать у ребёнка желание иметь малыша в семье. Начинать желательно с периода беременности мамы, превратив его в светлый, радостный период жизни всех членов семьи. В доступном виде объяснив первенцу, как происходит формирование маленького организма, необходимо дать понять ему, что и он некоторое время назад прошёл этот путь, чем обрадовал папу, маму, бабушек и дедушек. В атмосфере всеобщего радужного ожидания рождения надо ежедневно заботиться о спокойствии мамы, о её самочувствии, поскольку на ней теперь лежит ответственность и за растущего в её организме малыша. Неплохо по вечерам разыгрывать сценки из недалёкого будущего, где у всех членов семьи будут свои взаимоотношения с малышом, где каждый и все вместе будут кормить, купать, качать, петь ему колыбельную, читать сказки, гулять с ним. Результатом такой семейной политики должно стать то, что ревность со временем может трансформироваться в покровительственную заботу старшего ребёнка о младшем.
Есть опасность, что проблемы ревностного отношения возникнут, когда малыша принесли из роддома домой и появилось объяснимо повышенное внимание к нему со стороны всех членов семьи. И нет ничего противоестественного, если в поведении старшего появятся нотки ревности, а в глазах его промелькнёт обида. В эти дни как никогда надо быть внимательными, нежными, ласковыми и со старшим, не забывая о том, что детская ревность имеет свойства исчезать при получении определённой порции внимания и доброго отношения родителей. Важно, вспомнив подготовительные ролевые игры, привлечь старшего ребёнка к всеобщей радости, что-то вмести с ним сделать для малыша, не бояться дать детям побыть рядом. И если не произносить ежедневно «Ты теперь большой, ты должен, не до тебя», не давать старшему отстранённо скучать, тосковать в другой комнате, ревность так же быстро, как появилась, и пройдёт.
Говоря об эгоизме (и в контексте – о ревности, - это может стать причиной возникновение невроза. Старший ребёнок, на подсознательном уровне становясь младше, начинает вести себя как несмышленый малыш: просит, чтобы его (семилетнего) кормили с ложечки, начинает сюсюкать, как полуторагодовалый, обмачивает трусики или пачкает их калом, привлекая тем самым к себе внимание родителей, которые, как ему кажется, отдалились от него, стали меньше его любить и отдают всё своё время заботе о младенце.
Хорошо, если это будет лишь невротической реакцией, которая исчезнет с тем, что родители, поняв причину, станут уделять старшему ребёнку больше внимания, пусть иногда и излишнего, вовлекут его в процесс совместной заботы о малыше, а позже – и совместного воспитания. Это в свою очередь разовьёт в их сыне/дочери способность к сопереживанию, доброте, умению жертвовать своими интересами не только в собственной семье, но и за её пределами («инстинкт альтруизма»). Тогда не будет и невроза, истерического «бегства в болезнь», а значит- и патологического формирования характера.
В том случае, когда ситуацию невозможно изменить собственными усилиями (причин для этого может быть множество, а невротические реакции переходят в более тяжёлые, затяжные формы, не бойтесь обратиться за помощью к детскому психологу, психотерапевту. Психотерапевт сегодня вооружён самыми современными и эффективными психотерапевтическими методиками, и открытое сотрудничество с ним принесёт успех в лечении невроза и в оптимизации психологического климата в вашей семье. Не следует забывать, что скоро (мы знаем, как летит время) ваш сын или дочь сами станут отцом или матерью, а значит, положительный опыт, приобретённый в детстве, они смогут использовать при строительстве семьи собственной.
И не забудем Экзюпери: «Мы все родом из детства».
Воспитатель: Дьяченко Н. Н.