Aвдеева Светлана
Консультация для родителей «Детская иллюстрация»
Общение ребёнка с «настоящей», «бесценной» детской книгой – незаменимо с раннего детства! Ребёнок уже в первые годы своей жизни встречается с книгой, яркими картинками, «чудными иллюстрациями».
Книга - первое произведение искусства, с которыми знакомится малыш!
Книга - совокупность искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации).
Публикация «Консультация для родителей „Детская иллюстрация“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Наш отечественный вклад в изображении иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений советских художников посвятили этому делу всю свою жизнь и создали книги, ставшие образцом, на которых воспитывалось не одно поколение. Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев Е. Д. Поленова, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа.
Восприятие - это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста! Оно объединят многие функции, восприятие всех свойств, качеств самого предмета, в целый образ предмета. Особенно значимо зрительное восприятие, в дополнении, с тактильным и слуховым!
Целостное понимание детьми основного содержания книги требует правильного соотношения самого текста и рисунка к нему. Если ребенок не понял содержания текста или рисунка, то книга не сможет иметь того впечатляющего влияния на него, на которое рассчитывают художник и писатель.
Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги, как целого изложения, так и каждой ее части.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели! Конечно, художественное произведение доносит до них взрослый.
Перед воспитателями и родителями поставлена сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, эмоционально воспринять литературные персонажи, их чувства, поступки, переживания самого автора в произведении.
В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах ритмичность и музыкальность русской речи. Сказки раскрывают выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
К ребёнку само не приходит правильное восприятие художественного произведения, элементов и средств художественной выразительности, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Интерес к книге у ребёнка появляется рано! Сначала ребёнку интересно перелистывать странички, слушать речь взрослого, а также рассматривать иллюстрации. Поэтому, так важно правильно создать именно этот восприятия книги! С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту, а соответственно и к чтению.
С иллюстрации начинается выбор ребенком книги для чтения. Иллюстрация помогает ребенку понять литературный текст, представление темы произведения, идеи, персонажей, оценку событий и героев литературного действия.
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) : объяснение с помощью наглядных примеров. Это – изображение дополняющее текст. Рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п. – вот то, что сопровождает книгу.
Иллюстрации - это рисунки, раскрывающие текст, содержание и стиль произведения. Изображение украшает книгу и декорирует её, преподносит ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
Как оформляется иллюстрация? Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями. Каждому возрасту свои особенности изображения.
К сожалению, современные иллюстрации в детских книгах нередко создаются по шаблону. Иллюстрации не красивые, стереотипные, конвейер карикатур и комиксов, мультипликационные, потому что художникам проще рисовать простых персонажей с элементарной мимикой. Иногда книжные иллюстраторы просто подражают мультипликаторам. Иллюстрация должна быть добрая, даже злой герой изображается особенно.
Детская иллюстрация яркая, крупная, чёткая! Изображается на страницу, или даже разворот книги. Движения, лица, мимика героев чёткая! Каждое движение, выражение лица понятны малышу. Ребёнок с удовольствием смотрит, следит за мимикой, изображая её сам! Ребёнок от удовольствия может даже рукой проводить по странице, «ощупывая» её. Из личного опыта наблюдала. Потом изображает движения героя.
Иллюстрация это – первое впечатление ребёнка, о прочитанном произведении взрослым! Мир не познаваемый до конца и необъятный!