Светлана Фролова
Деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников и его влияние на развитие личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
«Деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников и его влияние на развитие личности ребенка»
2слайд
В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие, формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральные качества личности. В этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие мышления, воображения, закладываются основы экологической культуры.
Публикация «Деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников и его влияние на развитие личности ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему, положительный эмоциональный настрой, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология-это простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментированная и речевая деятельность). Метод проблемного обучения позволяет детям ежедневно делать свои маленькие открытия, познавать окружающий мир и вместе с нами, взрослыми, получать первый опыт взаимодействия, преодоления трудностей, опыт самых разных видов деятельности.
3слайд
Наше дошкольное учреждение уже третий год является инновационной площадкой по апробации примерной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон. В основе данной программы лежит дидактическая система деятельности, метода обучения, которая способствует тому, что все участники педагогического процесса - дети, воспитатели и родители получают импульс для собственного развития - каждый на своем уровне.
4слайд
Реализуя данную программу, изучая работы таких авторов как Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина, наблюдая за детьми, мною был сделан вывод о необходимости применения технологии «Ситуация», технологии детского экспериментирования в процессе их экологического воспитания.
5слайд
Целью данной работы было создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
6слайд
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
-разработка цикла НОД по экологическому воспитанию дошкольников с использованием технологии «Ситуация»;
-создание картотеки;
-оформление уголка экспериментирования;
-организация проектной деятельности
7слайд
Я провела такие образовательные проекты, как «Земля: Что у нас под ногами (песок, глина, камни)»;
8слайд
«Вода: Волшебница-вода в природе, жизни человека и разных видах искусства»;
9слайд
«Воздух: Воздух -невидимка в природе и детском художественном творчестве».
10слайд
Организация экспериментальной деятельности делится по направлениям:
-«живая природа» (растения и животные, строение функции и др.)
11слайд
-«неживая природа» (воздух, песок, вода и др.)
12слайд
-«физические явления» (свет, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие и наоборот)
13слайд
Учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста, мною были разработаны примерный тематический план экспериментальной деятельности, картотека опытов.
Для реализации всего объема работы необходимо создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В группе оборудован уголок экспериментальной деятельности, где проводятся элементарные опыты по изучению явлений природы, свойств материалов, а также экспериментальной игры с водой, с песком, камнями и др.
Здесь же находятся собранные совместно с родителями и детьми коллекции природы и искусственных камней, ракушек, семена и плоды растений, природные материалы:
глина, почва, песок; книги, энциклопедии;
14слайд
приобретается опыт в создании в группе мини- музея «Камни» (разные виды камней); оборудование лаборатории (приборы – помощники, емкости для проведения опытов, технический материал и прочие материалы).
Требования при оборудовании уголка: доступность, безопасность, достаточность.
15слайд
Чтобы работа по познавательной исследовательской деятельности детей дала определенные положительные результаты, необходима поддержка и участие родителей воспитанников.
Принцип деятельности заключается в такой организации взаимодействия с родителями, когда они являются не просто сторонними наблюдателями, но активно включаются в совместный с дошкольным учреждением воспитательно - образовательный процесс.
Мною были организованы и проведены:
- Консультации для родителей : " Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром"; «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
16слайд
- Родительские собрания: "Наблюдение и эксперименты"; "Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности"; «Я - исследователь».
17слайд
Мною была разработана система для проведения мониторинга экологического развития и воспитания детей.
Мониторинг проводится два раза в год: октябрь и апрель. Предлагаются одни и те же вопросы на весь год, для того, чтобы воспитатель мог сравнить и увидеть «рост» ребенка. Если посмотреть на результаты мониторинга, то можно увидеть: в октябре воспитанники затруднялись в выполнении поставленных задач. В целом образовательная область освоена детьми на достаточном уровне. По итогам мониторинга 72 % детей показали положительный результат освоения программного материала. В течение года я старалась заинтересовать детей и как можно больше привлечь к экспериментированию. Результаты второго полугодия показали, что в целом образовательная область освоена детьми на оптимальном уровне. По итогам мониторинга 84 % детей показали положительный результат освоения программного материала.
18слайд
Сравнение результатов усвоения детьми программного материла на начало и конец учебного года показывает, что развитие детей имеет положительную динамику.
Спасибо за внимание.