Ирина Александровна Шишкова
Деятельность воспитателя в системе дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я хочу представить свой опыт работы «Деятельность воспитателя в системе дистанционного обучения».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Публикация «Деятельность воспитателя в системе дистанционного обучения» размещена в разделах
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Я хочу заострить внимание на технологию дистанционного обучения.
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстоянии без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет - технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала.
Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя :
1. Создание «группы» на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут)
2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка
3. Создание аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания.
4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне», «Перелетные птицы» в течение недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов
5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов»
6. Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет -ресурсов (интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли и т. п.)
7. Работа на персональном сайте педагога.
8. Платформа Учи. ру
9. На платформе SKYPE
10.WHATSAPP
11. Платформа Google
Особенности дистанционного обучения дошкольников :
1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
3. Возможность контролировать круг общения ребенка.
4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Как сделать дистанционное обучение эффективным?
1. Составить расписание онлайн занятий:
• продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
• продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.
2. Вовлекайте ребенка постепенно:
• сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
• затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;
3. Направляйте, но не указывайте:
• договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
• ненавязчиво контролируйте процесс обучения : интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
• сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
В сложившейся эпидемиологической ситуации жить и работать на самоизоляции приходилось по-новому. Дистанционное обучение коснулось и нашего дошкольного учреждения.
Как проходило дистанционное образование в нашем ДОУ?
Свою работу я начала с сообщения от методиста дошкольного образования Байдиной Татьяны Александровны. Она попросила нас организовать дистанционную работу через группы в Вотсап или соцсети в контакте, и подробно разъяснила суть нашей работы.
Создав в Вотсап группу «Пока все дома», я пригласила всех родителей своих воспитанников. Первое, что мы сделали, собрали фотоколлаж. Проводим время радостно и с пользой. Несмотря на вынужденную самоизоляцию семьи, ребенок не перестает быть активным. Потом вся наша работа строилась согласно календарно-тематическому планированию. Май начался с прекрасного Праздника весны и труда. На этой недели я организовала деятельность детей вокруг темы дружбы и весны. Итогом стало поздравление и фотоотчет.
Большая, разнообразная работа была организована к 75-летию Великой Победы. Беседы, чтение книг, просмотр видеоматериалов, изготовление поделок, участие в акциях. Родители с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях: проводили беседы, читали книги, просматривали видеоматериалы, изготавливали поделки вместе с детьми. Мы с родителями вместе придумали испечь цифру 75. Самолеты в небе выстраивали цифру 75,а мы с детьми пекли из теста булочки и из них выкладывали цифру 75.
С детьми от 5 лет мы работали на платформе ЛогикЛайк. Проходили онлайн-курс по развитию логики и мышления.
Также я предложила родителям вместе с детьми несколько видео уроков.
Мы вместе делали уголок-закладку для книг, рисовали, изучили новую нетрадиционную технику рисования «Псевдовитраж». Идеи для творчества предлагали сами дети. Например, Ариша с мамой мне прислала фото своего любимого котенка, а я их научила быстро и красиво изобразить его с помощью красок. А Сережа с мамой мне прислали фото дельфина. Их я научила красиво выкладывать дельфина из природных материалов.
Отвечала на все вопросы родителей, отправляла консультации, рекомендации и т. д. Провела мастер класс на тему: «Весеннее настроение». Цветы своими руками, также провела нетрадиционное рисование по художественно-эстетическому развитию на тему: «Кляксография».
Свое видео занятие я отправила на большой фестиваль дошкольного образования «Воспитатели России», в номинации «Сидим дома» я удостоилась диплома 1 степени.
За период дистанционного обучения, я пришла к выводу, что данная система не может полностью заменить традиционное обучение, прямое общение педагога с детьми и их родителями. Преданный своему делу педагог всегда будет скучать по ежедневной суете, детскому окружению, вечным вопросам «почему это, а зачем то и т. д.» и дети скучают по своим любимым воспитателям, об этом практически ежедневно писали родители воспитанников. Все без исключения хотели выйти из режима самоизоляции и вернуться к нормальной жизни.
Хочу рассказать, как я приняла участие в онлайн-марафоне «Дистанционное образование : Как это работает».
1. Создала группы для коммуникации с родителями, такие как, whatsApp, VK, отдельную папку для родителей на персональном сайте.
2. Придумала и написала запланированные онлайн – занятия.
3. Разработала интерактивную игру «Слово»
4. Подготовила видео ролики к занятиям (из фотографий, фото, видео, иллюстраций и тд.)
5. Разместила данные ролики на своём сайте в разделе с видео.
6. Создала через ресурс интерактивную игру.
7. Придумала опрос для родителей, на GooglePlayМаркет скачала приложение Pollie и в нем сделала опрос, разместила в группе WHATSAPP.
Данный опыт работы следует принимать как повышение образовательного уровня педагога и педагогической компетентности родителей.
Вывод:
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. В период пандемии путем внедрения дистанционных технологий, процесс освоения образовательных программ и преемственность с родителями была непрерывна и эффективна. Большинство родителей с детьми принимали активное участие. Для них данная форма организации времени была в «новинку», они с большим энтузиазмом включались в работу. Родителям была оказана педагогическая поддержка и консультативная помощь. В результате данной формы взаимодействия, между педагогом и родителями установились более доверительные отношения.