Галина Паскевич
«Действия с предметами детей второго года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Все действия с предметами дети усваивают,играя,это увлекает их,создает хорошее настроение. Поэтому я побуждаю их выполнять самые различные действия с предметами. Это как предметы повседневного обихода,природные объекты,так и специальные игровые материалы.
Овладение действий с предметами влияет на освоение других видов деятельности,это основа,родник,из которого берет начало игра,труд,изобразительное искусство. Для этого я изучаю этапы развития предметного действия,который определил известный психолог Д. Б. Эльконин.
Публикация «„Действия с предметами детей второго года жизни“» размещена в разделах
Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает,похлопывает,тянет в рот,бросает,стучит). Затем результативные действия (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия,которые дети выполняют в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. д.). Позднее появляются орудийные действия,т. е. ребенок использует предметы, как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу,расческой причесывает куклу). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия с предметами постоянно усложняются.
Для этого всегда полезно помнить этапы развития предметного действия. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым,это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения,его траекторию,результат и выполняет его совместно,без усилий,возможно совместно-раздельные действия. Т. е. действие начинается совместно, а заканчивает его ребенок самостоятельно - это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа - это третий этап его освоения. И последний этап это когда наш ребенок выполняет действие сам,но на основе подсказки.
Почему малышу трудно осваивать каждое новое действие? Дело в том,что каждое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме его цели есть ориентировочные операции,само движение,контроль за ним. Чтобы выполнить действия ребенку приходится ориентироваться в пространстве, пространственных свойствах предмета,соотносить движения руки,положение кисти, т. е. как бы примеряться к предмету.
Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития,поэтому ему трудно осваивать действия. По мере упражнения предметные действия становятся более и более смелыми, уверенными,точными, самостоятельными. Что происходит,когда ребенок научится выполнять эти действия более уверенно и самостоятельно? Это значит,что малыш, во- первых, хорошо представляет конечный результат, т. е. то, что получается в итоге (в пирамидке,например,кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величены). Во-вторых, он ориентируется в свойствах предмета, соотносит их между собой (величены колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце). В-третьих, малыш владеет движением (умеет удобно взять кольцо, с первой попытки взять кольцо) И, наконец, ребенок на основе сенсорных оринтировок контролирует свои действия. Таким образом,действие оформилось структурно,выработался своего рода алгоритм его выполнения.
Все это можно пронаблюдать на примере наших детей. С особенностями предметов мы их знакомим не только на занятиях, но в большей степени в игре, во время прогулок и экскурсий, также стараемся привлекать малышей к посильному участию в бытовом труде.
Постепенно ребенок начинает соотносить предметы с их определенным понятием : для чего нужна обувь,одежда (лопатами копают, молоко белое, апельсин оранжевый и круглый).
К двум годам ребенок должен :
- находить нужный цвет при выборе из четырех предложенных
- раскладывать однородные предметы на три группы по форме, цвету, величине.
- собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки вкладыши и т. п.
Знания у детей очень малы,поэтому даже небольшие усложнения вызывают затруднения. Именно здесь используется выжный педагогический принцип от простого к сложному. Вначале я сама называю предметы и признаки, показываю, как действовать. необходимо,чтобы ребенок сам повторял действия,тем более, что он любит это делать. В случае неуверенности его нужно подбадривать. Систематическое занятие с предметами развивает наблюдательность. При этом у малышей совершенствуются все орагны чувств. В быту они хорошо овладевают многими простейшими предметами (ложка, лопатка) и пользуются ими в повседневной жизни. На каждом этапе освоения ребенком действия необходима поддержка,поощрение за успехи и побуждения к упражнению. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повышается и меняется характер и мера помощи взрослого. Возможно, он готов выполнять действия только с нашей частичной помощью. Наблюдая за ребенком,нужно не упрощать, не облегчать ему задачу,он должен прилагать собственные усилия. Но и не ставить непосильных задач. Обязательно похвалите кроху,предоставьте возможность выбора предметов, т. е. обучать,не подавляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.
Каждый малыш познает и осваивает мир своими темпами и способами, он не похож на других во многом. Для нас главное- видеть каждого конкретного ребенка, а не сравнивать его успехи с чужими. В результате такой целенаправленной работы ребенок становится все более самостоятельным,он начинает ощущать свою умелость, проявляет больше инициативы: "Хочу делать сам!". Вот в этих заявлениях проявляется формирующая личность малыша. Уважительно к этому нужно относиться к этим проявлениям. Таким образом, я вижу сущность,значение,особенности и условия предметной деятельности малышей.