Инна Кодрик
Совместный проект «Цветная неделя психологии» для старших и подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект педагога-психолога и
воспитателей старших и подготовительных групп.
«ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЬКА»
Актуальность проекта :
Цветотерапия - это способ изменения психоэмоционального состояния ребенка с помощью определенных цветов. Благодаря простой методике, влиянию конкретного цвета на ребенка, можно научить дошкольника управлять своими эмоциями. Детство - пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка - дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребё нок устанавливает связи: солнце - жёлтое, трава - зелёная, небо - синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
Публикация «Совместный проект „Цветная неделя психологии“ для старших и подготовительных групп» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Метод проектной деятельности я использовала в работе с детьми старших и подготовительных групп. Воспитатели поддержали мою идею и приняли активное участие в реализации проекта, мы предоставили каждому ребенку свободу выбора в реализации проекта и используя индивидуальный подход, отталкивались от интересов и способностей детей.
При реализации проекта, мы старались создать условия, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники получают возможность раскрытия и развития творческого личного потенциала, совершенствование сознания и эмоционального насыщения в процессе детско - взрослого взаимодействия. Я, вместе с воспитателями заинтересовали родителей и провели беседу. Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждому из детей предлагается одеться в цвет дня, а также нами подбирался материал, предметы, ленты соответствующего цвета. Деятельность детей в группе также подчинена была определенному цвету.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : креативно-творческий.
По содержанию: обучающий и развивающий.
По числу участников проекта : групповой
По времени проведения: краткосрочный (одна неделя)
Участники проекта : дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.
Цель проекта : Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета, коррекция психо-эмоционального состояния каждого ребенка.
Задачи проекта :
- Закрепить знание цветового спектра у детей.
- Развитие слухового и зрительного внимания;
- Коррекция психоэмоционального состояния детей;
- Развитие эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
- Обучение самоконтролю через знакомство с приемами управления чувствами;
- Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.
- Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
- Учить детей различать теплые и холодные цвета.
- Упражнять в умении рассказывать о цвете.
- Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
- Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
- Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Формы и методы организации по реализации проекта :
- Игровая деятельность: (дидактические, настольные, подвижные и др. игры)
- Наглядный метод (мультфильмы, презентации, картины художников, иллюстрации).
- Словесные методы (сказки, загадки).
- Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики, психогимнастика).
- Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения).
- Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, изготовление поделок и пр.).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Педагог-психолог и воспитатели : организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Предполагаемый результат проекта :
для детей - снизится количество тревожных детей, закрепятся на практике знания о цветовом спектре, научаться различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Разовьется воображение, умение видеть характерные признаки предметов.
для педагогов - продолжение освоения метода проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который даст возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно разовьет творческое и познавательное мышление дошкольников.
для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми, принимая активное участие в реализации проекта.
Итоговое мероприятие: Презентация проведенных мероприятий.
Итоговые беседы с родителями, обратная связь. Фотоотчет.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Определение уровня знаний детей по теме проекта.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Подбор опытов и экспериментов.
Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия,
демонстрационный материал.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Список мероприятий основного этапа
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся - Я Красный (Зеленый, Желтый, Голубой, Синий, Белый)»;
Лото «Цвет». «Окраска воды». Пазлы «Зеленая лягушка».«Я найду цвета везде». «Радуга». «Сложи узор». «Цветные картинки». «Найди свой домик».
«Разноцветные шарики, ленточки».
Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета»; «Радуга- дуга»;
Беседы: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение».
Чтение художественной литературы: стихи о цветах и радуге, разноцветные загадки, «Зелёные стихи» С. Чёрного, «Красная шапочка», В. Сутеев «Петух и краски», Н. В. Нищева «Разноцветные сказки», ««Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова, Мацук М. «Сказки про краски».
Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Красная шапочка», «Кисточка Петти».
Просмотр презентаций: «Вот какая радуга», «Зеленая планета».
Рисование: «Каждый день своего цвета», (подбор по цветовой изо-деятельности) синий кит, желтое солнце пальчиковыми красками, оранжевая мандала и. т. п
Лепка: «Радуга».
Аппликации: «Сердце нашей группы», «Зеленое деревце, для зеленого леса».
Экспериментирование: смешивание цветов «Цветная вода», смешивание красок «Чудо кисточка»;
Музыка: Прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика», «Шум моря», «Раз, два - радуга».
Пальчиковая гимнастика: «Пошли пальчики гулять», «В лесок», «Сорви яблочко», «Апельсин», «Дерево», «За малиной», «Пальчиковый Твистер».
Подвижные игры:«На полянку мы пойдем и цветочки наберем», «Ручеек»,
«Красная карусель», «Солнышко и дождик», «Дождик», «Разноцветный мячик», «Кольцеброс», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
Работа с родителям:
Подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели;
Консультация «Психология детского рисунка : каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
Презентация проекта.
Выставка поделок «Разноцветная палитра» 2023 г.
Реализация проекта «Цветная неделя»
Красный день,
Желтый день,
Зеленый день,
Синий (голубой) день,
Белый день
В предметную среду каждый день вносились предметы соответствующего цвета, педагог-психолог и воспитатели и дети одевались так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.
Красный день
Красный цвет - он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко, арбуз внутри
Красный, красный - посмотри!
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся - Я Красный», «Цветные картинки», "Найди и назови все красное".
Подвижные игры: «Красная карусель». Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок». Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «За малиной», «Сорви яблочко».
Познавательная деятельность:
ФЭМП: «Посчитай красные игрушки», «Маленькие и большие мячики»
Беседы.
«Что бывает красным?».
Решение проблемной ситуации.
«Что будет, если не станет красного цвета?»
Коммуникация.
Чтение сказки Н. В. Нищевой: "Красная сказка".
Прочтение стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, значит двигаться опасно» -ПДД.
Просмотр мультфильма «Красная Шапочка».
Отгадывание «красных» загадок.
Художественно- эстетическая деятельность.
Аппликация: «Сердце нашей группы».
Музыка.
Прослушивание муз. произведения «Песенка Красной Шапочки».
желтый день
Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
А в ромашке- серединка
Ярко-жёлтая кувшинка,
А у курочки-наседки,
Будто одуванчик, детки.
В. Черняева
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся - Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга», «Найди свой домик».
Подвижные игры: «Кольцеброс», «Ручеек».
Упражнения на развитие речевого дыхания: «Одуванчик» Упражнение на развитие крупной и мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики», «Апельсин».
Познавательная деятельность: Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?». ФЭМП: дидактическая игра «Сложи желтый узор»,
Художественно- эстетическая деятельность. Рисование «Веселые смайлики».
Коммуникация. Рассказывание-игра "Желтая сказка". Заучивание четверостишья «Солнечный зайчик». Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова Просмотр мультфильма «Кисточка Петти - желтый цвет» Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?». Отгадывание «желтых» загадок. ИЗО «Оранжевая мандала» «Желтое солнышко» (пальчиковыми красками)
Музыка
Прослушивание муз. произведения «Оранжевая песенка».
Зеленый день
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся - Я Зеленый»"Найди и назови все зеленое" Пазлы: «Зеленая лягушка».
Подвижные игры: «На полянку мы пойдем».
Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево», «В лесок».
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета»
ФЭМП: «Все листочки посчитаем, самый маленький найдем», «Найди свой домик».
Беседы: «Любимое комнатное растение». Трудовая деятельность: Труд в уголке природы. Коммуникация. Творческое рассказывание «Зеленой"сказки» Н. В. Нищевой с элементами театрализации.
Просмотр презентаций: «Зелёная планета».
Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.
Отгадывание «зеленых» загадок.
Конструктивная игра «Зеленый городок».
Художественное творчество
Аппликация: «Зеленое деревце, для зеленого леса»
Музыка.
Прослушивание муз. Произведения «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)
Синий день
В синем море синий кит
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой
Сливы синие горой.
Куртку синюю возьмем
И гулять с тобой пойдем. Е. Менжинская
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся - Я Голубой, Синий», "Найди и назови все голубое", «Блоки Дьенеша».
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять».
Упражнения на развитие дыхания: «Надуваем синий шар»
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода». ФЭМП: «В какой руке сколько?», «Каждую геометрическую фигуру на свое место». «Сосчитай кружочки, квадраты, треугольники».
Беседы: «Где можно встретить воду», «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»
Эксперементальная деятельность: Опыты с водой «Цветная вода».
Коммуникация. Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?» Чтение рассказа Мацук М. «Сказки про краски».
Просмотр мультфильма «Кисточка Петти - синий цвет».
Отгадывание «синих» загадок;
Художественное творчество: Рисование «Синий кит».
Музыка: Прослушивание фонограммы «Шум моря»
Белый день Белый цвет живёт в ромашке,
Любит папину рубашку,
Спит в снегу, сугробах, льдах,
А резвится в облаках.
Игровая деятельность:
Дидактическая игры «Давайте познакомимся -Я белый», «Я найду цвета везде».
Подвижная игра «Разноцветный мячик».
Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»
Упражнения на развитие речевого дыхания: «Шторм в стакане».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Пальчиковый Твистер»
Познавательная деятельность: Формирование целостной картины мира: «В мире белого цвета».
Беседы: «Съедобный белый», «Красивый белый».
Экспериментальная деятельность: Опыты с краской «Волшебная кисточка» - экспериментирование с красками.
Коммуникация: Просмотр мультфильма - В. Катаев «Цветик-семицветик».
Отгадывание «белых» загадок.
Заучивание через мнемонический прием цвета радуги и их последовательность «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Художественное творчество: Рисование «Ромашки».
Музыка: Прослушивание песни С. Козлова и В. Шаинского «Облака-
белогривые лошадки».
Итоговое мероприятие.
Отчёт по проектной деятельности :
Предварительный этап длился 3 дня - была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течении 1 недели.
Цвет оказал на детей положительное влияние. Психо-эмоциональное состояние улучшилось.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации и лепки.
Реализация деятельности по проекту способствует сохранению психологического здоровья, сплочению детского коллектива, развитию представлений ребенка об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.
При организации воспитательно-образовательного процесса по проекту способствует обеспечению единства целей и преемственности участника проекта и совместная деятельность позволяет, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по данному направлению;
- родителям понять значимость психологического здоровья, приобретению их детьми умений, позволяющих заботиться о собственном здоровье.
Одним из условий успешной реализации проекта является не только работа с детьми, но и с их семьями. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Информационное обеспечение: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2014. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка - М. : Просвещение, 1988. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005. Нищева Н. В.
Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981. Шевчук И.
Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие/ И. Е. Аверина. - 4-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 144 с.
«Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» Составители: В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. - М. : Мозаика- Синтез, 2006.