Ирина Николаевна Нефедова
Цифровое образовательное пространство в ДОО как средство формирования познавательной мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в детский сад, а затем и в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Современные дети очень рано сталкиваются с миром «медиа». Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства, видится безусловным достижением современной системы образования.
Темочки:
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
Имея хорошую материально- техническую базу и учитывая интересы, и потребности всех участников образовательного процесса, в своей работе мы используем спектр инновационных образовательных технологий. Основными являются:
1. Игровые технологии;
2. Информационно-коммуникативные технологии;
3. Здоровьесберегающие технологии.
Современные условия обучения – это механизм для повышения качества образования, но не достаточно просто иметь интерактивную доску, ноутбуки, телевизоры и назвать это электронным образованием, созданные условия должны воспитывать – развивать детей творчески и интеллектуально, формировать привычку быть умным и здоровым.
Поэтому с 2018 года наш детский сад начал интенсивно внедрять и использовать новые педагогические информационно-коммуникативные технологии. Приоритетное направление детского сада было сформулировано следующим образом : «Создание мультимедийного пространства в ДОО», которое затронуло все образовательные области основной общеобразовательной программы структурного подразделения «Детский сад №7 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Благодаря достаточно насыщенной материально-технической базе детского сада и желанию всех участников образовательного процесса, педагоги с успехом способны реализовать данное направление.
Цель направления:развитие в дошкольной образовательной организации информационно-образовательной среды, обеспечивающей повышение качества образования.
Информативно-коммуникативные технологии реализуются, со всеми воспитанниками нашего детского сада, начиная со второй младшей группы (3-4 года). Познавательный интерес дошкольников является одним из основных критериев оценки эффективности педагогической деятельности. В процессе познавательной деятельности происходит овладение необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых дошкольник получает знания.
При реализации «Познавательного и речевого развития» основной образовательной программы педагоги составляют познавательные презентации по тематическим неделям, где у педагогов есть возможность наглядно продемонстрировать тот или иной объект, его особенности, отличительные признаки, место нахождения в социуме, значения для общества и т. д. В презентацию возможно включение дидактических игр, развивающих заданий, головоломок, мнемотаблиц, заданий для речевого развития, музыкальное сопровождение и т. д.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.
Виртуальная экскурсия так же используется на занятиях с детьми дошкольного возраста. Педагогический потенциал образовательных экскурсий огромен : именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации образовательного процесса. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты не покидая стен детского сада.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Применение информационно-коммуникативных технологий в «Художественно-эстетическом развитии» детей способствует развитию основ визуальной культуры; представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме. Познанию в процессе экспериментирования и игры; переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.
Опираясь на возрастные особенности детей, создаются мультимедийные персонажи, которые с экрана вовлекают детей в образовательную деятельность, позволяя играть вместе с детьми, а не быть «над ними». Персонажи вызывают у детей положительные эмоции, помогают им в игровой форме усвоить предложенный материал. Так же здесь возможен вариант использования виртуальных экскурсий, о которых написано выше.
Музыкальное развитие можно реализовывать с помощью следующих игр: мультгерой рассказывает детям, что увлекся интересной игрой – рассматривает картины и подбирает к ним музыку - мини-игра «Подбери музыку к картине»; б) предлагает нарисовать под музыку свою картину; в) усложняет задание: «Найди картину по стихотворению и подбери к ней музыку»; в) читает стихотворение и предлагает под музыку изобразить те образы, которые стихотворение навеяло; г) просит помочь разобраться какой танец изображён на картине и какая музыка ему соответствует; д) подвижная игра «Изобрази движение танца»; е) рисование понравившегося танца.
На занятиях по изобразительному искусству (рисованию, аппликации и лепке) очень удобно применение презентаций, в которых присутствует последовательность действий выполнения чего-либо. Т. е. помимо героя, увлекающего за собой детей в удивительное приключение, есть возможность представить поэтапный образец выполнения какого – либо рисунка (поделки, и благодаря этому достигнуть достойного конечного результата.
Для «Социально - коммуникативного развития» дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это основа, из которой складывается личность человека.
Реализуя информативно-коммуникативные технологии в данной образовательной области, мы создаем серии познавательных презентаций к занятиям, праздникам, мероприятиям посвященных изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности, прав ребенка и т. д.
Данные презентации помогают объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры. Преимущества познавательных презентаций были описаны выше.
Не остается без внимания и образовательная область «Физическое развитие».
Всем нам известно, чем больше мы заинтересуем ребенка игрой, тем эффективней и не принужденней пройдет процесс его обучения и развития. Не создавая урочной формы обучения, на занятиях по физическому развитию, мы используем метод «Погружения в объективную реальность». С помощью данного метода, в организационной части занятия, детей стимулирует на совершение будущих действий, искусственно созданная педагогом ситуация, которая создается с помощью интерактивной доски или экрана. Демонстрируя на нем различного рода «реальность» (космос, джунгли, пустыню и т. д.) дети, представляют свое место нахождение в задуманной педагогом обстановке. Благодаря правильному выполнению физических упражнений, основных видов движений, эстафет и т. д., дети преодолевают различные препятствия, помогая тому или иному персонажу, выступая в роли спасателей, помощников, супергероев. По завершению «задания» дети всегда возвращаются в детский сад, где их ждет похвала, одобрение и поощрение. Благодаря такому методу, не замечая процесса обучения и отсутствие навязчивого заучивания, дети показывают отличный результат и хорошо развитые физические качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Панина, Т. С., Дочкин, С. А., Клецов, Ю. В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс]https://www.belpc.ru/krirpo/index.php
2. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст] : практическое руководство. / Б. П. Сайков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М. : МГУ,1971. - 147 с.