Ирина Николаевна Нефедова
Цифровое образовательное пространство в ДОО как средство формирования познавательной мотивации
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в детский сад, а затем и в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Современные дети очень рано сталкиваются с миром «медиа». Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства, видится безусловным достижением современной системы образования.
Публикация «Цифровое образовательное пространство в ДОО как средство формирования познавательной мотивации» размещена в разделах
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
Имея хорошую материально- техническую базу и учитывая интересы, и потребности всех участников образовательного процесса, в своей работе мы используем спектр инновационных образовательных технологий. Основными являются:
1. Игровые технологии;
2. Информационно-коммуникативные технологии;
3. Здоровьесберегающие технологии.
Современные условия обучения – это механизм для повышения качества образования, но не достаточно просто иметь интерактивную доску, ноутбуки, телевизоры и назвать это электронным образованием, созданные условия должны воспитывать – развивать детей творчески и интеллектуально, формировать привычку быть умным и здоровым.
Поэтому с 2018 года наш детский сад начал интенсивно внедрять и использовать новые педагогические информационно-коммуникативные технологии. Приоритетное направление детского сада было сформулировано следующим образом : «Создание мультимедийного пространства в ДОО», которое затронуло все образовательные области основной общеобразовательной программы структурного подразделения «Детский сад №7 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Благодаря достаточно насыщенной материально-технической базе детского сада и желанию всех участников образовательного процесса, педагоги с успехом способны реализовать данное направление.
Цель направления:развитие в дошкольной образовательной организации информационно-образовательной среды, обеспечивающей повышение качества образования.
Информативно-коммуникативные технологии реализуются, со всеми воспитанниками нашего детского сада, начиная со второй младшей группы (3-4 года). Познавательный интерес дошкольников является одним из основных критериев оценки эффективности педагогической деятельности. В процессе познавательной деятельности происходит овладение необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых дошкольник получает знания.
При реализации «Познавательного и речевого развития» основной образовательной программы педагоги составляют познавательные презентации по тематическим неделям, где у педагогов есть возможность наглядно продемонстрировать тот или иной объект, его особенности, отличительные признаки, место нахождения в социуме, значения для общества и т. д. В презентацию возможно включение дидактических игр, развивающих заданий, головоломок, мнемотаблиц, заданий для речевого развития, музыкальное сопровождение и т. д.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.
Виртуальная экскурсия так же используется на занятиях с детьми дошкольного возраста. Педагогический потенциал образовательных экскурсий огромен : именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации образовательного процесса. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты не покидая стен детского сада.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Применение информационно-коммуникативных технологий в «Художественно-эстетическом развитии» детей способствует развитию основ визуальной культуры; представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме. Познанию в процессе экспериментирования и игры; переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.
Опираясь на возрастные особенности детей, создаются мультимедийные персонажи, которые с экрана вовлекают детей в образовательную деятельность, позволяя играть вместе с детьми, а не быть «над ними». Персонажи вызывают у детей положительные эмоции, помогают им в игровой форме усвоить предложенный материал. Так же здесь возможен вариант использования виртуальных экскурсий, о которых написано выше.
Музыкальное развитие можно реализовывать с помощью следующих игр: мультгерой рассказывает детям, что увлекся интересной игрой – рассматривает картины и подбирает к ним музыку - мини-игра «Подбери музыку к картине»; б) предлагает нарисовать под музыку свою картину; в) усложняет задание: «Найди картину по стихотворению и подбери к ней музыку»; в) читает стихотворение и предлагает под музыку изобразить те образы, которые стихотворение навеяло; г) просит помочь разобраться какой танец изображён на картине и какая музыка ему соответствует; д) подвижная игра «Изобрази движение танца»; е) рисование понравившегося танца.
На занятиях по изобразительному искусству (рисованию, аппликации и лепке) очень удобно применение презентаций, в которых присутствует последовательность действий выполнения чего-либо. Т. е. помимо героя, увлекающего за собой детей в удивительное приключение, есть возможность представить поэтапный образец выполнения какого – либо рисунка (поделки, и благодаря этому достигнуть достойного конечного результата.
Для «Социально - коммуникативного развития» дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это основа, из которой складывается личность человека.
Реализуя информативно-коммуникативные технологии в данной образовательной области, мы создаем серии познавательных презентаций к занятиям, праздникам, мероприятиям посвященных изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности, прав ребенка и т. д.
Данные презентации помогают объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры. Преимущества познавательных презентаций были описаны выше.
Не остается без внимания и образовательная область «Физическое развитие».
Всем нам известно, чем больше мы заинтересуем ребенка игрой, тем эффективней и не принужденней пройдет процесс его обучения и развития. Не создавая урочной формы обучения, на занятиях по физическому развитию, мы используем метод «Погружения в объективную реальность». С помощью данного метода, в организационной части занятия, детей стимулирует на совершение будущих действий, искусственно созданная педагогом ситуация, которая создается с помощью интерактивной доски или экрана. Демонстрируя на нем различного рода «реальность» (космос, джунгли, пустыню и т. д.) дети, представляют свое место нахождение в задуманной педагогом обстановке. Благодаря правильному выполнению физических упражнений, основных видов движений, эстафет и т. д., дети преодолевают различные препятствия, помогая тому или иному персонажу, выступая в роли спасателей, помощников, супергероев. По завершению «задания» дети всегда возвращаются в детский сад, где их ждет похвала, одобрение и поощрение. Благодаря такому методу, не замечая процесса обучения и отсутствие навязчивого заучивания, дети показывают отличный результат и хорошо развитые физические качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Панина, Т. С., Дочкин, С. А., Клецов, Ю. В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс]https://www.belpc.ru/krirpo/index.php
2. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст] : практическое руководство. / Б. П. Сайков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М. : МГУ,1971. - 147 с.