Татьяна Мальгина
Дидактическая игра для дошкольников для ознакомления с растительным миром «Чудо-грядка»
«Чудо- грядка» – дидактическая игра для дошкольников для ознакомления с растительным миром.
Актуальность: У детей дошкольного возраста недостаточные знания об овощных культурах, способах условиях их выращивания, о пользе овощей для здоровья человека. Нет практических навыков ухода, посадки, выращивания, сбора и переработки урожая овощей. Отсутствие познавательного интереса к данной теме.
Публикация «Дидактическая игра для дошкольников для ознакомления с растительным миром „Чудо-грядка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2023
Цель дидактической игры «Чудо- грядка» – формирование и закрепление представлений об овощах и корнеплодах, об их размерах, цветах, формах, внешнем виде, расширение знаний о выращивании и употреблении огородных растений; создание условий для формирования представлений о росте растений.
Задачи:
- Ознакомление детей с разнообразием семян овощных культур (семена моркови, свеклы, редиса, репы, лука, гороха, этапами развития растения; формирование умения сопоставлять семена и взрослое растение одного вида;
- обучение правильному произношению названий овощных культур;
- формирование умения различать овощи по внешним особенностям, описывать их по форме, цвету, величине;
- обучение умению сравнивать предметы по характерным признакам;
- привитие заботливого отношения к объектам растительного мира;
- развитие внимания, любознательности, сообразительности, памяти;
- развитие моторики пальцев рук и восприятия органами чувств;
- формирование дисциплинированности, усидчивости, трудолюбия, способности слушать воспитателя, этики работы в команде.
Игровой материал:
Коробка оформлена в виде грядки.
На верхней части коробки приклеены липучки.
Внутри «грядки» находятся элементы:
-кружки с приклеенными разными видами семян (морковь, свекла, редис, лук и др.) на липучках
- кружки с верхней частью корнеплодов на липучках;
- овощи, изготовленные из ткани и фетра;
-садовый инвентарь (грабли, лопата, тяпка, поливочный шланг)
Вариативность использования:
- Как отдельно взятые дидактические игры.
- В сюжетно – ролевых играх : «Сбор урожая», «Овощной магазин»,
«Столовая», «Магазин «Садовод».
Методические рекомендации по использование дидактического пособия «Чудо-грядка».
Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольного учреждения в работе с подгруппой детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи.
Игра «Чьи семена?»
Цель: познакомить детей с семенами овощных культур. Закрепить знания об овощах и их произрастании.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть семена овощей, расположенных на кружках. Сравнить их по размеру, цвету, форме. После изучения семян, предложить детям назвать семечко овоща и соотнести их с муляжом корнеплода.
Игра «Загадай, мы отгадаем»
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Игровые действия Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.
Ход игры. На краю стола лежат корнеплоды так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, окраски.
Первый вариант. Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого овоща. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, ее детали, окраска, поверхность, вкус.
Второй вариант. Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.
Игра «Вершки и корешки»
Игра направлена на развитие познавательных интересов детей, учит классифицировать овощи ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). Игра способствует развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, речи.
Цель игры: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки.
Правила игры: Находить пару только после сигнала, называть съедобную часть растения и что из нее можно приготовить.
Игра «Мы посадим огород».
Цель: Учить устанавливать экологические взаимосвязи человека с природой.
Задачи: Познакомить с понятием «огород», «грядка». Формировать представления о последовательности ухода за овощами (перекопать землю, посадить семена или рассаду, удобрять, поливать, вовремя собрать урожай, правильно хранить). Развивать умение самостоятельно рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Ход игры: Предложить детям рассмотреть «грядку», подготовить её к посадке овощей (перекопать, выровнять, полить). Объяснить, что каждый вид овощей сажают на небольшом расстоянии друг от друга.
Познакомить детей со способами посадки семян. (Кружки крепятся с помощью липучек). Определиться:
. Затем определиться со способами ухода: нужно поливать, пропалывать, рыхлить, удобрять, охранять от птиц.
Познакомить детей со способами сбора урожая:
капусту срезать ножом, картофель выкопать
лопатой, морковь, редис – выдернуть, помидоры
сорвать с веток и т. д.
Игра «Собери урожай».
Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Можно также описать характерные признаки овощей.
Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей. В дальнейшем игра поможет закрепить счет.
Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.
Например: педагог предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту, а справа тыкву. И т д.
Педагог загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребё нок должен выбрать отгадку: семена, вверх корнеплода, и расположить её на «грядке».