Александра Назарие
Опыт работы по конструированию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В основе любой деятельности ребенка – дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства.
Публикация «Опыт работы по конструированию в старшей группе» размещена в разделах
У дошкольников 5 — 6 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности, она становится более содержательной, усложняются взаимоотношения детей друг с другом, со взрослыми. Ребенок приобретает способность не только понимать задачу, поставленную перед ним, но и самостоятельно ее реализовывать, т. е. образуются простейшие элементы учебной деятельности.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.
В данном возрасте возникает осознанная способность к произвольному запоминанию. Это выражается в возрастании интереса к конструктивной деятельности, когда ребенок стремится научиться тем или иным способам конструирования, исследует, экспериментирует, запоминает. С этого возраста дети учатся не только объединять свои постройки единым замыслом в процессе их обыгрывания, как это было в среднем дошкольном возрасте, но и сооружать коллективные постройки, когда необходимо договориться, спланировать свою деятельность.
Конструирование – это перспективная область деятельности, отличающаяся многообразием, творческим поиском, доступностью для учащихся. В ней может быть реализован принцип обучения и воспитания через исследовательскую деятельность.
Во всех старших группах реализуется рабочая программа дополнительного образования технической направленности «Чудеса конструирования»,которая была составлена с учетом методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду», Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду» и методических разработок Н. А. Коротковой.
Программа предполагает использование трех видов конструкторов :
«КОРБО» - это обучающий конструктор с шестеренками, направленный на развитие у ребенка основных законов физики, он позволяет быстро и увлекательно усвоить важные законы механики на практике. Развивает пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, творческое воображение. Набор состоит из деталей, из которых можно создавать сложные подвижные механизмы. Особенностью такого конструктора является то, что он состоит из платформ, цилиндров и колец в виде зубчатых шестеренок, правильно собрав которые, можно создать цельный движущийся механизм. Большие шестерни, подвижные винты, маленькие шестеренки, платформы, ручки и цилиндры дают возможность строить игрушки с принципом работы механической коробки передач.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Металлические конструкторы помогают развивать у детей не только пространственное воображение, но и техническое мышление. Собирая модель по картинке, ребенок развивает мелкую моторику рук, и становиться более внимательным.
Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности мы используем разные формы организации обучения детей конструированию :
1. Словесный (беседа, рассказ);
2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки);
3. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
4. Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу).
Данная программа рассчитана на один год и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю. Продолжительность занятий для детей 5-6 лет 25 минут. Для всех детей старших групп занятия проходят бесплатно.
В группах мы проводим активную работу с различными видами конструктора. Пока наши дети на этапе конструирования по образцу, идёт сборка моделей с использованием инструкций. Но,есть воспитанники, которые фантазируют и создают свои модели и постройки, не пользуясь образцами – инструкциями. Мы видим, что работая по схеме, образцу с многочисленными деталями конструктора, наши дети становятся усидчивыми, внимательными, у них развивается пространственное мышление, логика, застенчивые дети стали более уверенными.
В этом году мы с ребятами решили принять участие в муниципальной выставке-конкурсе технического творчества «Дети мечтают». Работы были сложные. но ребята с большим интересом принимали участие в создании макетов.