Галина Скобина
«Чтоб достичь любых высот — мы выбираем спорт» групповой сбор для детей подготовительной группы с ОНР «Скалолазы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта группового сбора : «Чтоб достичь любых высот – мы выбираем спорт!»
технология организации совместной деятельности инструктора по физической культуре и воспитателя
как вариативной формы образовательной работы с детьми в условиях реализации ФГОС ДО
ОО «Физическое развитие» в интеграции с другими ОО
Дата проведения группового сбора : __17.05.2017___
Публикация «„Чтоб достичь любых высот — мы выбираем спорт“ групповой сбор для детей подготовительной группы с ОНР „Скалолазы“» размещена в разделах
Участники группового сбора : дети подготовительной логопедической группы № 7; родители (папа и мама, медсестра; воспитатели – трое; инструктор по физкультуре – Скобина Г. И. МАДОУ № 12 компенсирующего вида «Родничок»
Тема группового сбора : «Чтоб достичь любых высот – мы выбираем спорт!» - готовимся в скалолазы.
Задачи образовательной деятельности с учетом интеграции содержания ОО:
ОО «Физическое Развитие» :
- развивать у детей стремление осваивать новые виды движений и совершенствовать уже знакомые двигательные умения и навыки
• Упражнять в работе на тренажёрах, ориентируясь на песочные часы, меняясь местами
• Совершенствовать движения детей на спортивном комплексе – одиночные и групповые
• Автоматизировать движения детей на полосе препятствий – пролезание в «гроты» - обручи разными способами; проползание в тоннель; передвижение по скамье – «горной тропе» - ходьба разными способами, ползание на коленях, животе
• Учить ползать по скамье на спине, подтягиваясь за канат, привязанный к «скале» - спорткомплексу
- развивать физические качества: равновесие, координацию движений; силовую выносливость, гибкость,
- контролировать свои движения и управлять ими в соответствии с действиями других детей и условиями, определёнными задачами Центра.
ОО «Художественно Эстетическое Развитие»
- развивать эстетическое отношение к окружающему миру, красоте природы – гор, скал
ОО «Познавательное Развитие» :
- продолжать развивать у детей познавательные действия, формировать представления о себе, других людях (скалолазах, об особенно-стях природы горной местности и условиях работы и выживания в ней (физическая подготовка, знание опасностей местности – полоса препятствий; первая медицинская помощь, средства защиты и страховки – вязание узлов, сигналы бедствия и т. д.)
ОО «Речевое Развитие»
- активизировать монологическую и диалогическую речь (отвечать на вопросы; делиться новостями; рассказывать о своих действиях и достижениях)
ОО «Социально Коммуникативное Развитие» :
-способствовать активному взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками, участию в совместных играх (приветствие, подвижные игры и упражнения, способности договариваться (очерёдность выполнения или одновременные действия, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства;
Структура группового сбора : Начало сбора, работа в Центрах активности, итоговый сбор (общее время 45 минут)
I. Этап - Группового сбора : мотивационный, планирующий.
Цель:
Формирование доброжелательных отношений между детьми. Создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущение психологического комфорта;
Решение некоторых обучающих задач; расширение детских представлений о значении хорошей физической подготовки в жизни человека, развитие речи, логического мышления и др. ;
Формирование мотивации к предстоящей деятельности;
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей
Шаги
технологии Компоненты технологии
Краткое содержание Формы и средства реализации работы
Оборудование для педагога Оборудование для детей Коммен-тарии и планы пе-дагога
1. Начало группо-вого сбора (1 мин) Позывные для сбора - свисток
Место для начала группового сбора – в центре зала вокруг круговой ве-рёвки
Музыка «В горах»
Сигнал! Дети (вбегают) входят в зал под му-зыку и становятся вокруг круговой верёвки.
Инструктор: Ребята, сегодня у нас группо-вой сбор по теме «Чтоб достичь любых высот – мы выбираем спорт!» и к нам пришло мно-го гостей, давайте поприветствуем их. Дети говорят. А теперь поприветствуем друг дру-га.
свисток
Тематическая музыка «В горах» Место для начала группового сбора – в центре зала вокруг круговой верёвки
Карточки-правила; схемы-правила, кар-тины-правила
2. Приветствие
(2 мин) Эстафета дружбы
Передавать, как эстафету, рукопожа-тие. Начинает инструктор: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Даше, от Даши к Алёше и т. д. и, наконец, снова воз-вращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Давайте скажем друг другу «Доброе утро!»
Инструктор: Ребята, раз вы пришли в спортивный зал, значит, мы будем занимать-ся … физкультурой. А скажите мне, приходя сюда, вы стремитесь достичь чего-то – какой-то цели или просто порезвиться, как вы ду-маете? ( Ответы примерные: научиться – пры-гать в высоту, влезать на канат) А для этого нужны – смелость, упорство, помощь друга? (ДА) Тогда давайте все вместе скажем девиз настоящих друзей -
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро.
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».
Круговая верёвка Круговая верёвка
3. Игра: элементы тренинга, психо-гимнастика, пение И ещё есть такой замечательный девиз: - «Умеешь сам - помоги товарищу». Повторите и запомните. Может быть, сегодня он вам пригодится!
А пока проверим вашу вниматель-ность и увидим, действительно ли вы «Один за всех и все за одного?»
3. Игра «Слушай сигнал!»
- Один свисток – ЗАМРИ по стойке смирно!
- Два свистка – врассыпную
- Три – собраться в круг
А теперь давайте сядем, отдохнём и по-слушаем, какие новости произошли в вашей жизни за прошедшие дни.
свисток
4. Обмен новостя-ми (5 мин) Все садятся в круг, берутся за круговую верёвку, на которой одет карабин. Передви-гая карабин от одного к другому, дети делят-ся новостями – рассказывают о том, что про-изошло с ними недавно. - А так же - Особые объявления (день рождения, посещение гос-тей, достижения детей и др.)
Инструктор. Замечательные у вас новости. Много связанных со спортом. Это и понятно, ведь все мы здесь немного спортсмены. А раз так, наверное, вы знаете:
• Зачем нам нужна физкультура? Чтобы быть сильными, ловкими … Инструктор: А зачем нам быть сильными, ловкими ….?
• Чем может помочь хорошая физическая подготовка в жизни?
- сохранит здоровье (ловкий человек умеет прыгнуть или упасть так, что не сломает и не подвернёт руку или ногу
- спасти в критической ситуации
Давайте представим какую-нибудь си-туацию… (предложения детей) Например: вы умеете влезать на шест, канат – где это уме-ние может спасти вас? Вы умеете быстро бе-гать, перепрыгивая через препятствия? - спа-стись от плохого человека и т. д.
- помочь в профессии
А в каких профессиях или увлечениях пригодятся хорошие физические умения и навыки? ( ответы: пожарные, военные, поли-ция, шахтёры, промышленный альпинист. строитель…. скалолазы).
Карточки с ритуальны-ми вопросами
Карабин на круговой верёвке
5. Определение те-мы работы (2 мин) Инструктор: Вот сегодня мы с вами погово-рим о скалолазах.
Работа по Модели 3-х вопросов
-Мотивация выбора темы (вхождение в про-ект)
-Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми
-Мотивация и презентация детской деятель-ности в ЦА (отмечаются используемые в речи фразы)
-Добровольное присоединение детей к дея-тельности
-Краткий подводящий диалог по модели 3-х вопросов
Что знаем? (например)
Это люди, которые лазают по скалам.
Это сильные, выносливые, сме-лые люди.
Это очень трудное и опасное занятие.
Скалолазы, которые покоряют скалы зимой, называются альпинисты Что хотим узнать?
План (тема проекта)
Зачем они лезут на скалы?
(найти, увидеть, испы-тать себя)
Как они готовятся к восхож-дению?
(тренировки)
Что должны знать и уметь?
(правила поведения в горах, первая помощь, подать сигналы sos, страховка – умение вязать узлы)
Что нужно сделать, чтобы уз-нать?
Посмот-реть в интернете, по ТВ, про-читать в книге или журнале, спросить знающего человека…
6. Психотренинг «Скалолазы» Дети переступают круговую верёвку и ста-новятся в тесный круг, крепко прижавшись, друг к другу. Инструктор: «Представьте, что вы скалолазы, которые с большим трудом за-брались на вершину самой высокой горы в мире. Здесь можно стоять, только тесно при-жавшись, друг к другу и крепко обнявшись, чтобы ни кто не упал. Ведь вокруг - бездна». Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция : достигнув вершины, они стоят и поют:
Мы, скалолазы,
До цели дошли,
Сильные ветры
Нам не страшны.
• Запомнили?
• Дети встают в круг, обнявшись, и по-ют песню скалолазов.
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи и собственно речевого аппарата.
7. Презентация воспитателем центров активно-сти (5 мин) Презентация деятельно-сти в ЦА в зависимости от: модели 3-х вопросов; интересов и потребностей детей
Обозначение ЦА Обозначение ЦА
8. Выбор детьми Центров активно-сти (5 мин) 1. Центр подготовки ска-лолазов. Тренажёрный зал.
2. Центр «У подножия скал»
3. Центр подготовки сна-ряжения. «Оч-умелые ручки»
4. Центр «Помоги себе сам!» Медицинский центр.
5. Центр «Горные верши-ны»
Мы с вами отправимся сейчас в выбранные центры. Но сначала я хочу ещё раз спросить вас, что вы будете делать в своих центрах.
Дети кратко отвечают. Инст-руктор должен помочь ребенку проговорить свой план в ЦА, который он выбрал.
А теперь давайте договорим-ся о правилах поведения.
• Не торопись, не толкай-ся, точнее выполняй движения
• Помогай товарищу
• Не шуми, будь внимате-лен – можешь пропустить сиг-нал
• Не рискуй, если не уве-рен в своих силах
• В группе слушаем друг друга и договариваемся
• Не ругаться и не драться
Инструктор: Издали горы ка-жутся легкодоступными, они так и манят забраться на них и оттуда полюбоваться далями. На самом деле в горах подсте-регают скалолазов опасности и неожиданности. И поэтому в экстремальной ситуации нужно уметь передать сигнал бедствия спасателям.
Игра. «Передай сигнал!» (с использованием подсобного материала)
Дети делятся на несколько микро-групп, каждая из кото-рых выбирает сигнал, который нужно передать. Затем всем рассказывают.
Доска выбора: Рисунок на плакате, но котором
размещены фотографии, ри-сунки, символы, обозна-чающие разные центры
Воспитатель должен по-мочь ребенку проговорить свой план в ЦА, который он выбрал
Доска выбора
Рисунок на плакате – горный ландшафт – с обозначением центров
II.Работа в центрах активности. Назначение:
Самостоятельная деятельность детей;
Совместная работа детей друг с другом;
Привлечение родителей в образовательный процесс; педагогом и медиков.
Партнерская деятельность взрослых и детей.
Центры
Во время работы детей в центрах активности инстр-р может
а) работать в од-ном из центров;
б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку де-тям там, где это требуется;
в) переходить от центра к центру, наблюдая за дея-тельностью детей, в том числе и за способами реше-ния возникающих затруднений, кон-фликтов, за рас-пределением обя-занностей между всеми членами команды;
г) наблюдает за конкретным ре-бенком. Презентация деятельности
Приемы, направленные на форми-рование способов действий:
Репродуктивных (по образ-цу);
Продуктивных, блокирую-щих возможность действо-вать репродуктивно и обеспечивающих поиск но-вых способов действия и взаимодействия
Приемы, направленные на развитие познавательной активности, обеспечиваю-щие ЗБР (проблемные си-туации, вопросы и ответы, содержащие ошибку)
Приемы, направленные на умение взаимодействовать со взрослыми и сверстни-ками (введение социаль-ных норм и правил взаимо-действия, «этикетных» форм культурного взаимо-действия
Содержание деятельности
Решение образова-тельных задач (сред-ства, операции, дейст-вия)
Свободное перемеще-ние и общение детей
Обеспечение эмоцио-нального фона дет-ской деятельности
Развитие детской са-мостоятельности, инициативности, ак-тивности (схемы для согласования дейст-вий)
Открытый временной конец (каждый рабо-тает в своем темпе)
Взрослый - ассистент
Педагог-помощник, партнер, наблюдатель
Участие родителей и старших детей, зна-чимых взрослых в ка-честве ассистентов
Материалы
Наличие достаточного количества атрибутов, пред-метов-заместителей, оборудо-вания и т. п.
Плакаты
Карточки заданий
Спортивный комплекс
Тренажёрный зал
Верёвки. Канаты, кара-бины
Медицинские препараты и устройства
Соответствующая орга-низация рабочего про-странства
Наличие соответствую-щих маркировок ЦА, их согласованность и зна-ние детьми
Есть возможность взять дополнительные задания в своем центре Конечный ре-зультат: продукт деятельности
Новые умения и навыки
Отработанные и закреплён-ные движения
Образцы узлов и их назначе-ние
Умение ока-зать первую медицинскую помощь или рассказать
\Подгруппа 1.
Центр подготовки скалолазов : «Здорово быть здоровым!»
Дети выполняют задания по кругу. Переходя с тренажёра на тренажёр, ориентируясь по песочным часам. На каждом тренажёре по 1 минуте. Или под руководством наблюдателя с секундомером.
Беговая дорожка
Бегущий по волнам
Велосипед
Наездник
Батут (ноги вместе, врозь)
С батута на батут (по очереди)
Диск здоровья (по 1, парами, держась за руки)
Ролик
Эспандер ручной
Самомассаж
Упражнение скалолаз
Упражнения с гантелями
Подтягивание
Отжимание
Упражнения с мячом 1 кг
Подгруппа 2 (центральная) :
«У подножия скал»
Подгруппа перемещается, ориентируясь по карте (полоса препятствий).
• Дороги петляют по склонам гор. Ходьба между модулями.
• Дороги пересекают горные речки. Они хоть и мелкие, но течение в них очень быстрое, а вода ледяная. Мальчики помогут девочкам перебраться на другой берег. Ходьба парами, наступая на модули (камни, сохраняя равновесие.
• Ходьба по камням, не наступая на опасные, подвижные. Ходьба по мягким пенёчкам, не наступая на красные.
• Тоннель в скале - он, наверное, ведёт в пещеру, которых в горах множество. Исследуем подземные пещеры и тоннели. Пролезание через тоннель – модуль и обручи на подставках.
• Вариант 1. Ходьба по тропе, перешагивая упавшие камни. Ходьба по скамье, перешагивая через набивные мячи.
• Вариант 2. Ходьба по узкой тропе у скалы. Ходьба боком по скамье.
• Вариант 3. Ползём по тропе на четвереньках.
• Вариант 1. Поднимаемся выше в горы вслед за скалолазами. Сейчас продвигаемся по узкой тропе. С одной стороны, которой пропасть, а с другой – отвесная скала. Передвижение по гимнастической лестнице на небольшой высоте приставными шагами.
• Каменная россыпь. Через сухой бассейн.
• Вариант 2. Горная тропа стала совсем узкой. С одной стороны пропасть, а с другой – отвесная скала. Но кто-то протянул на высоте вытянутой руки канат, закрепив его на скале. Смело ступаем вместе со скалолазами на этот опасный участок пути. Передвижение по рейкам лестницы спиной к ним, на средней высоте.
• Вариант 3. Сквозь узкие проходы. Пролезание между рейками лестницы, продвигаясь друг за другом.
Вот мы и преодолели крутой перевал. Пора подыскать место для ночлега, уже темнеет. А передвигаться в горах ночью очень опасно. Спокойная ходьба друг за другом, лечь на спину и расслабиться.
Подгруппа 3.
«По горным вершинам»
Задания на гимнастическом комплексе: «Горный перевал» - внизу пропасть, горная река.
Перебраться на противоположную сторону любым способом
- двое детей идут по рукоходу
- один, перелезая с каната на шесты и снова на канат, кольца
- двое передвигаются боком по рейкам лестницы
Задания на канатах и шестах:
Залезть на канат или шест стандартно
Подъём по шесту, упираясь ступнями (ходьба по шесту)
Подъём по двум шестам
Перелёт на канате с лестницы на рукоход
Влезание на верё вочную лестницу Упражнения на кольцах:
Кувырок
Солдатик
Колечко
Задания на рукоходе:
• Передвигаться, хватаясь за каждую перекладину (приставной шаг).
• Передвигаться, хватаясь, чередуя перекладины.
• Передвигаться, хватаясь через перекладину.
• Передвигаться спиной вперёд.
• Передвигаться боком, держась за боковую трубу или рейки.
• Передвигаться вперёд, затем развернуться и вернуться назад.
• В висе на рейке или боковой трубе закинуть ноги и зацепиться.
• Вис на согнутых ногах.
• Прошел дождь – тропа стала скользкой! Будьте осторожны, держитесь за страховочный трос. Подъём по гимнастической лестнице с умышленным соскальзыванием ног и зависанием на руках на самой высокой перекладине. Ноги при этом остаются без опоры.
• Тропа устремляется то вверх, то вниз по склону горы. Лазание по гимнастической лестнице вверх – вниз змейкой.
Подгруппа 4. Центр медицинской подготовки скалолазов
«Помоги себе сам»
Совместно с медицинской сестрой рассмотреть иллюстрации оказания первой медицинской помощи при различных травмах, которые можно получить в горах. Обсудить, как можно помочь пострадавшему.
Ушиб
Рана
Подвернул ногу
Подвывих шеи
Сломана рука (палец)
Инородное тело попало в глаз
Дети учатся «обрабатывать рану, бинтовать», «накладывать шину», «одевать воротник»…
Подгруппа 5.
Центр технического оснащения и испытания оборудования
«Оч-умелые ручки»
1. Совместно с педагогом или родителем дети рассматривают на карточках узлы различного вида. Затем пробуют завязать некоторые из них.
(удлинить верёвку, завязать узлы на канате для удобного спуска, обвязать стакан с водой для спуска в трещину)
2. Собрать рюкзак скалолаза (верёвки, ремни, карабины, аптечка, вода, сухой паёк).
3. Проверка оснащения:
– влезание на стену и спуск по канату или верёвке.
- На нашем пути глубокое ущелье. Ползание по скамейке на спине, подтягиваясь двумя руками за верёвку, которая привязана одним концом за рейку гимнастической лестницы.
III. Итоговый сбор (подведение итогов, рефлексия, планы на будущее)
Сигнал к общему сбору в центре зала.
Коллективное дыхание
Участники встают в круг и берутся за руки. Инструктор: «Мы с вами – одно целое. Давайте послушаем, как мы дышим!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
«Как мы дышим, так же ровно бьются наши сердца. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад.
Назначение:
Организовать процесс рефлексии;
Продемонстрировать общие итоги работы в ЦА;
Обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели;
Наметить последующие шаги (перспектива развития проекта);
Заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже могут сделать хорошо, если захотят.
Шаги
технологии Компоненты технологии Формы и средства реализации работы
Оборудование для педагога Оборудование для детей
Итоговый сбор -Сначала ритуальные вопросы для подве-дения итогов всей группы
-Обязательные вопросы для оценки дейст-вий детей (детьми) что хотел сделать – что получилось…
Поделитесь, пожалуйста
Какой план у тебя был?
В каком центре ты успел побывать?
Удалось ли тебе выполнить все, что ты хотел и самостоятельно?
Чему ты научился?
Что для тебя было самым простым, что вызывало трудности?
Доволен ли ты своей работой и ра-ботой детей?
Что бы ты мог посоветовать тем, кто решит сделать такую же работу завтра?
Как ты планируешь использовать то, что сделал?
-Корректировка планов
-Демонстрация достижений
-Спасибо всем за работу и общение -Набор ритуальных вопросов в рамках обозначенной темы:
-Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя?
Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Какое упражнение или игра вам понравилось больше всего?
Набор вопросов, обращенные к командам, которые работали в центрах.
Команда центра искусства, расскажите о своей работе.
Вы договорились о том, кто расскажет о вашей совмест-ной работе?
Как вы распределили работу в центре?
Что сделал каждый из вас? Человечки с фотогра-фиями детей
Цветные полоски
Доска выбора
Дети, работающие в центре ме-дицины и технического осна-щения демонстрируют свои умения, полученные за данный период работы со взрослым.
Игра «Театр мимики».
Инструктор: «А сейчас предлагаю отдохнуть и побыть немного артистами. Вы будете изображать с помощью мимики различные эмоции, а я буду фотографом. Начинаем. Покажите, как выглядят скало-лазы, когда отправляются в горы – они полны сил, энергии, у них замечательное настроение! Внимание, фотографирую! А теперь покажите инструктора по скалола-занию, когда он сердится, потому что кто-то нарушает правила и технику безопасно-сти. А теперь замрите, я фотографирую. Покажите, как вы испугались, когда уви-дели, что кто-то чуть не сорвался со скалы. Фотографирую! Спасибо! А теперь пока-жите, как вы рады, что, наконец, добра-лись до вершины!»
Рефлексия.
Дать своему человечку, т. е. себе флажок определённого цвета. Если всё удалось – яркий; если было трудно и неинтересно – синий; если были трудности, но вы с ними справились – зелёный или жёлтый.
-Спасибо всем за работу и общение
Человечки с фотогра-фиями детей
Цветные полоски
Доска выбора