Надежда Смирных
Консультация для родителей «Что развивает воображение»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование не развивает воображение! Нет в нем такой вшитой функции по умолчанию. Что такое воображение? Это когда палку в своих руках ребенок воспринимает как ружье, когда комочки грязи - это котлеты, глыбы снега - это замок, а пустая коробка - это домик.
То есть это способность человека представить то, чего нет на самом деле.
Как же оно развивается?
Прежде всего в игре. Игра - это архиважное занятие для ребенка!
Дети должны играть! И чем меньше у ребенка игрушек, тем сильнее ему приходится задействовать свое воображение.
Второе по значимости - это чтение книг.
Публикация «Консультация для родителей „Что развивает воображение“» размещена в разделах
Если вам читают, что принц был высок, плечист, с красным плащом и русыми волосами, вы как-то само собой представляете себе этого принца. Его нет, но вы его как бы видите в своем воображении. И причем, у каждого в голове он будет свой.
Третье - это рассматривание.
Для начала рассматривание всего, что ребенка окружает и чем больше, тем лучше. Для воображения нужна большая копилка зрительных образов.
Учеными доказано, что человек не может ничего придумать с чистого нуля, он всегда комбинирует ранее увиденные образы. Рисовали когда-то несуществующее животное? Хвост от крокодила, голова от льва и все в таком духе. Чем больше зрительный ряд, тем более сложносочиненный получается образ.
Тут же можно поговорить еще про разглядывание облаков, когда смотришь и представляешь, на что они похожи. И еще, помните, бабушкины ковры? ООО, я там не только образы находила, я глядя на ковер, целые мультики смотрела.
А еще, я знаю художника, который, чтобы придумать интересный образ персонажа, курил и стряхивал пепел сигареты в мокрую ванну. Пепел причудливо растекался, и среди этих пятен он “находил” то, что искал.
И конечно, чтобы развивалось воображение, ребенок должен сочинять сам.
Если вы показали в начале урока картинку и поставили цель «Рисуем вот это” и в итоге получилось похоже; не стройте иллюзий, воображение тут отдыхало
Ребенок получил пользу, но другую. Может быть развитие пойдет в сторону глазомера, моторики и навыков работы по инструкции. Что-то хорошее будет, но это не про развитие воображения.
Просто это надо понимать и подбирать под свои цели тип занятий.
Как определить, работало ли воображение у ребенка или нет во время рисования?
Если ребенок вам протягивает рисунок, а там куча линий и пара непонятных пятен, расспросите его, что он изобразил.
Если это “дыщ тыдыщ” оказывается битва рыцарей с драконом,
а это “шшшш шшш” летящие стрелы, а вот это жёлтое пятно - взрыв, вот тот коричневый кирпич и не кирпич вовсе, а рыцарская лодка, будьте уверены, воображение тут кипело.
Т. е дети до 8 лет должны рассказывать историю во время рисования и после. Что там происходит? С кем или с чем? И зачем это все?
Почему я так против копирования с детьми. Потому что чрезмерное применение этого метода отучает. нет! убивает воображение.
Дети раз за разом затачиваются на другие функции. То что в детстве показывают первым, многократно повторяют и подкрепляют положительными эмоциями от значимых взрослых, становится нормой на всю оставшуюся жизнь. Нормой становится не фантазировать, а работать по образцу.
Если мы еще прикинем, что дети в общей массе, мало читают, имеют изобилие правдоподобных игрушек, больше смотрят готовые образы в мультиках и фильмах, ковров на стенах давно уже нет, а все рисование в интернете - это сплошное копирование, то мы рискуем получить поколение без воображения. Поколение, которое может работать только по шаблону и кем-то придуманной инструкции. Я сгущаю, но к тому все идет.
Как я работаю с воображением?
1. У меня есть сказочная история, которая приглашает ребенка в сочинительство.
2. У меня нет готового образца. Ребенок до конца не знает, что у него получится в итоге. Он не зацикливается на правильном результате, а творит в процессе.
3. Я показываю технологию, как тот или иной сюжет можно нарисовать. Это тот каркас, на котором ребенок может придумать свою историю.
4. Я показываю варианты.
Все вышесказанное относится к детям до 8 лет. В этом периоде все образы и истории рождаются сами собой, в процессе рисования.
После 8 рисовальное воображение работает иначе. Сначала в голове появляется какая-то идея, потом под это подбирается материал, техники, цвет, композиция и т. д.
Т. е. у взрослого человека - это всегда попытка перетащить из головы образ на материальный носитель и показать миру.
Вспоминаем сразу Дали, Пикассо и прочих странных художников. Они рисовали то, чего нет на самом деле. Они делились своими кошмарами, фантазиями, мечтами, ощущениями.
И если художнику удалось донести свою мысль до зрителя, говорят про это, как об искусстве. Кстати чтобы понять то самое искусство, тоже нужно иметь богатое воображение.