Елена Алифанова
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Публикация «Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников» размещена в разделах
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Т. Б Филичева писала фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Фонематическое восприятие – это совокупность умений осуществлять анализ и синтез языковых единиц (фонем, слогов, слов, которая состоит из компонентов анализа отдельных языковых единиц и компонентов анализа взаимовлияний языковых единиц. Фонематический слух – способность и готовность к анализу и синтезу звуков речи, состоящая из компонентов различения фонем и компонентов определения фонем. Таким образом, фонематический слух состоит из более простых фонематических операций, не требующих специального обучения, но обязательных для последующего фонематического анализа и синтеза, а значит, фонематический слух является основой фонематического восприятия. Разработанные структуры этих двух понятий с перечислением конкретных фонематических операций каждого позволяют не только различать их между собой, но и в структуре орфографического навыка. [7]
Анализ структуры письменной речи как процесса порождения письменного сообщения позволил выявить различные схемы письма, своеобразие которых зависит от задачи и условий деятельности: копирование письменного сообщения (списывание, передача заданного текста или информации (изложение, полностью самостоятельное письмо (сочинение, доклад, письмо и пр.).
А. Н. Гвоздев утверждает фонематический слух, и фонематическое восприятие участвуют в большинстве компонентов всех видов схем. В процессе анализа составляющих письменной речи как орфографического навыка была разработана его структура с делением на техническую и содержательную (собственно речевую) составляющие. Техническая основана на действиях технической реализации, а содержательная на действиях по кодированию языковых единиц. Обе составляющие реализуются в рамках одних и тех же этапов, но с помощью различных отвечающих процессов [1].
По словам Н. Х. Швачкина, фонематический слух является основой фонематического восприятия, так как состоит из совокупности двух блоков более простых фонематических операций, основанных на манипуляциях с звуком речи и его распознавании, а операции фонематического восприятия основаны на анализе языковых единиц и их взаимовлияний. Подобный анализ невозможен без предварительного распознавания. Согласно экспериментальным данным низкий уровень фонематического слуха во всех случаях сопровождается низкими результатами в фонематическом восприятии. Теснота этих корреляционных связей относится к наиболее высоким показателям [12].
Выявлено и эмпирически установлено, что низкий уровень фонематического слуха сопровождается нарушением фонематического восприятия и орфографической грамотности письменной речи как на уровне формальной грамоты, так и на уровне автоматизированных процессов письма, то есть на уровне действительной грамоты. При этом качество фонематического восприятия и фонематического слуха снижается при переходе от формальной грамоты к действительной, то есть при переходе от осознаваемых действий письма к автоматизированным.
В целом результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что орфографическая грамотность письменной речи находится в зависимости от фонематического восприятия и фонематического слуха.
В. И Бельтюков доказал формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку [4].
На сегодняшний день перед логопедами все чаще встают вопросы, связанные с тем, что большая часть детей с ОНР имеют задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную, но и на письменную речь. Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема развития фонематического восприятия.
На становление речевой системы в целом – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции влияет элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Это было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.) [18].
Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, общие суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т. п.
Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа [25].
По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова и др.) [11, 1, 6].
Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой [8, 29, 16].
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которы построена по звуко-буквенному принципу.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)» [10, с. 18].
К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова» [9, с. 27]. То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного язык.
Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка [15]. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которы полноценное чтение и письмо невозможны.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.
А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которы дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова [1, 3, 22, 28]. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма [10].
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [8, с. 17]. И действительно, самостоятельно выделить заключительный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании» [10, с. 66]. Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука» [4, с. 43]. Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. В связи с этим профессором Р. Е. Левиной был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т. е. усвоение элементов грамоты [30].
Таким образом, фонематическое восприятие представляет собой процесс узнавания и различения, как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов. При сформированном фонематическом восприятии слова дифференцируются по значению и слухопроизносительным образам звуков. Узнавание слова опирается на акустико-артикуляторные признаки всего слова в целом.