Папки-передвижки

Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников

Елена Алифанова
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Публикация «Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников» размещена в разделах

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Т. Б Филичева писала фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Фонематическое восприятие – это совокупность умений осуществлять анализ и синтез языковых единиц (фонем, слогов, слов, которая состоит из компонентов анализа отдельных языковых единиц и компонентов анализа взаимовлияний языковых единиц. Фонематический слух – способность и готовность к анализу и синтезу звуков речи, состоящая из компонентов различения фонем и компонентов определения фонем. Таким образом, фонематический слух состоит из более простых фонематических операций, не требующих специального обучения, но обязательных для последующего фонематического анализа и синтеза, а значит, фонематический слух является основой фонематического восприятия. Разработанные структуры этих двух понятий с перечислением конкретных фонематических операций каждого позволяют не только различать их между собой, но и в структуре орфографического навыка. [7]

Анализ структуры письменной речи как процесса порождения письменного сообщения позволил выявить различные схемы письма, своеобразие которых зависит от задачи и условий деятельности: копирование письменного сообщения (списывание, передача заданного текста или информации (изложение, полностью самостоятельное письмо (сочинение, доклад, письмо и пр.).

А. Н. Гвоздев утверждает фонематический слух, и фонематическое восприятие участвуют в большинстве компонентов всех видов схем. В процессе анализа составляющих письменной речи как орфографического навыка была разработана его структура с делением на техническую и содержательную (собственно речевую) составляющие. Техническая основана на действиях технической реализации, а содержательная на действиях по кодированию языковых единиц. Обе составляющие реализуются в рамках одних и тех же этапов, но с помощью различных отвечающих процессов [1].

По словам Н. Х. Швачкина, фонематический слух является основой фонематического восприятия, так как состоит из совокупности двух блоков более простых фонематических операций, основанных на манипуляциях с звуком речи и его распознавании, а операции фонематического восприятия основаны на анализе языковых единиц и их взаимовлияний. Подобный анализ невозможен без предварительного распознавания. Согласно экспериментальным данным низкий уровень фонематического слуха во всех случаях сопровождается низкими результатами в фонематическом восприятии. Теснота этих корреляционных связей относится к наиболее высоким показателям [12].

Выявлено и эмпирически установлено, что низкий уровень фонематического слуха сопровождается нарушением фонематического восприятия и орфографической грамотности письменной речи как на уровне формальной грамоты, так и на уровне автоматизированных процессов письма, то есть на уровне действительной грамоты. При этом качество фонематического восприятия и фонематического слуха снижается при переходе от формальной грамоты к действительной, то есть при переходе от осознаваемых действий письма к автоматизированным.

В целом результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что орфографическая грамотность письменной речи находится в зависимости от фонематического восприятия и фонематического слуха.

В. И Бельтюков доказал формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку [4].

На сегодняшний день перед логопедами все чаще встают вопросы, связанные с тем, что большая часть детей с ОНР имеют задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную, но и на письменную речь. Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема развития фонематического восприятия.

На становление речевой системы в целом – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции влияет элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Это было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.) [18].

Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, общие суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т. п.

Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа [25].

По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова и др.) [11, 1, 6].

Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой [8, 29, 16].

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которы построена по звуко-буквенному принципу.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)» [10, с. 18].

К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова» [9, с. 27]. То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного язык.

Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка [15]. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которы полноценное чтение и письмо невозможны.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которы дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова [1, 3, 22, 28]. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма [10].

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [8, с. 17]. И действительно, самостоятельно выделить заключительный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании» [10, с. 66]. Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука» [4, с. 43]. Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. В связи с этим профессором Р. Е. Левиной был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т. е. усвоение элементов грамоты [30].

Таким образом, фонематическое восприятие представляет собой процесс узнавания и различения, как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов. При сформированном фонематическом восприятии слова дифференцируются по значению и слухопроизносительным образам звуков. Узнавание слова опирается на акустико-артикуляторные признаки всего слова в целом.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников
Опубликовано: 2 октября 2024 в 14:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алифанова (УИ 402404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД