Ольга Полозова
Консультация для педагогов «Что делать, в моей группе ребенок с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Что делать, в моей группе ребенок с ЗПР
Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Итак, тема консультации : «Что делать, в моей группе ребенок с ЗПР?»
Публикация «Консультация для педагогов „Что делать, в моей группе ребенок с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нужно иметь представление, что происходит с ребенком. У детей с ЗПР в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память и речь.
Внимание: неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздники, утренники, просмотр телепередач и т. д.) снижают внимание; плохая переключаемость, частое застревание на каком-либо объекте.
Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания, наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (овал, круг); наблюдаются проблемы с гнозисом (узнаванием, нарушено восприятие цвета (особенно оттенков, затруднено пространственное восприятие, физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие (звуковое, затруднен стереогноз (восприятие на ощупь).
Память: лучше развита кратковременная память (необходимо механическое многократное повторение, лучше развита зрительная память, чем вербальная (речевая, страдает способность к логическому запоминанию.
Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций, страдает словесно-логическое мышление (дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, пословицу, не могут установить причинно-следственные связи).
Речь: практически у всех детей с ЗПР имеются речевые нарушения. Особенно страдает связная речь, нарушается смысловая сторона речи.
Итак, приходит ребенок, у него нет сюжетной игры, есть манипулятивная деятельность. Нужно всегда помнить, что в отклоняющимся развитии нет ничего, чего бы не было в норме. Например, составляет ребенок рядочки. Это норма. Это этап развития психики, но, когда дети с задержкой остаются на этом этапе надолго, то задаем родителям вопрос: Как он играет? Он никак не играет. Приведите пример детской игры. А что он делает, если его не трогать, не развлекать, не брать на руки, что он делает? Да, он выворачивает шкафы с посудой, с одеждой или он раскачивается, смотря в одну точку. Будет ли актуально предлагать ребенку в сказке «Теремок» покормить животных или тянуть «Репку» вместе с героями, «Кто где живет?». Это сюжетная игра. Для этой игры ребенок должен понимать, что это дед, это кошка, соотносить название с фигуркой, они выстраиваются в ряд и тянут репку. Ребенок должен в 2,5 года понимать сюжет, начинает совершать мнимые действия. Если ребенок не понимает, что на него движется, потому что первые этапы психической деятельности он еще не прошел. У него задержка, а это значит что? Он не познакомился с миром, с собственным телом, не познакомился с отношениями между людьми. У него не сформировались образы, а речь – это образ. Когда мы говорим «кошечка» - ребенок представляет кошечку, то для ребенка произнесенное слово будет до фени, потому что ему это не интересно.
Педагог думает, вот репку он не хочет, теремок не хочет, не понимает кто такая хрюшка, не хочет ее покормить, погладить, найти ушки. Потому что образов у ребенка нет.
Педагогу нужно понять в какой игровой эпохе ребенок находится.
1 эпоха игры нужна для структуризации, представления о мире, о себе, для получения удовольствия.
Первая игра – это сенсорная игра, когда ребенок получает удовольствие не от умозрительных процессов: я представляю, что эта ляля моя дочка, а я мама и варю кашку. Пока не понимает. А от познания через движения: раскачивание, движение руками, поиск сенсорных ощущений. Вот он набрал эти ощущения, он научился следить глазами, за движущимися предметами, есть его тело, есть окружающие люди, игры с простым повторяющимся ритмом (бесконечные рядочки, катание машинок, просто крутит колеса.) Ребенок вообще в данный момент не представляет, что машина едет по дороге, он получает удовольствие от ритмичного перекатывания, действия. И эти действия структурируют представление об окружающем мире. Может просто с мамой скидывать машинку, мама поднимает, опять скидывать и получать аккустические сенсорные удовольствия от звука падения. Любит ссыпать игрушки, пересыпать песок, группировать предметы.
Когда ребенок переходит на второй этап, начинаются игры с прерывающимся ритмом, игры с острыми ощущениями, яркими эмоциями, когда ребенок различает, что это молоток, это машинка, это фигурка человека. Начинаются простейшие манипуляции. Игры со сменяющимся ритмом, когда чуть-чуть страшно. Ехали, ехали – в ямку «бух» (игры, с кульминацией, с причинно-следственной связью). Я охотник, а ты лисенок. Я тебя поймал и хочу утащить в лес. А ты на счет 3 убегаешь. На этом этапе ребенок уже от сюжета получает удовольствие. Ребенок на втором безречевом этапе не может представить, что он мышка, а вы кошка. Но когда идет наслоение этапов, то радуется объятиям, когда его поймали. Если ребенок сложный, нужно понаблюдать от чего он получает удовольствие, побыть с ним немного на его уровне.
-ребенок сидит в ваночке, мы поливает ручки, ножки
-я буду считать и когда скажу 3 выливаю воду, это уже 2 этап – это ожидание, чуть страшно.
-как сделать игру сюжетной : сейчас дождик будет поливать ручки, ножки, а ты как морковка будешь расти.
Дети с задержкой могут быть на разном уровне. Они быстрые, они кидают все вокруг, правила не понимают, что делать. Самое главное обратить внимание ребенка на нас и выстроить диалог. Мы же этого хотим. Хотим, чтобы он начал получать удовольствие от совместных игр. Чтобы научился соблюдать очередность.
Смотрим, что ребенка привлекает, что нравится. Детям с нарушениями нужны игры с сигналом «СТОП». Они организуют нервную систему, учат собираться, останавливаться и они являются играми с кульминацией, что детям приносит удовольствие. Например, ребенку нравится, что вы его качаете, стоп и обняли (совершили сенсорное надавливание). Учим ребенка предугадывать, то есть, есть ритм, который прерывается. На 4 раз он будет группироваться сам. Во-первых, ребенок воспринимает вас как полноценного участника игры, во-вторых, ребенок учится причинно-следственным связям, что после слова «стоп» меня сожмут. Если вдруг ему не приятны объятия, то эта игра не подходит. То есть играя со всеми детьми, вы говорите, пока звучит музыка, вы прыгаете, танцуете, только говорю «стоп», дети замирают, а этого ребенка обняли. Его контакт глазами, улыбка, отклик, а не «полевое поведение» убегает и носится по группе, говорит о правильности построения игры, ребенок понимает, что без вас он не осуществит эти эмоции. Идет коммуникация.
Вы должны понимать, что это не просто невнимательные дети, у них сужен круг внимания, что он мимолетно цепляет глазами то, что рядом, что впихнуть в него правила: давай ты мячик будешь ловить сачком – он не может сконцентрироваться дольше, чем на 3 минуты. И телесные игры, приходят нам на помощь, игрушкой организовать не можем, организуем с помощью тела. Включаем игру «Рыбалка», тянем веревку, на конце которой привязана игрушка, обязательное условие двумя руками (это может быть командная игра, но для этого ребенка отдельная веревка с игрушкой.
Игра «Уничтожение мухи». Важно научить ребенка с задержкой учиться пользоваться предметами, хлопушкой, палочкой, мочалкой на палочке. Устанавливаем правила: «Я поставлю, ты сбивай», только предметом в руке, а не самой рукой. Это усвоение ролей, очередности действий, организация внимания, он ждет, что вы поставите игрушку. Можно с детьми один сбивает, другой ловит мягкие шарики. А теперь ты ставь, а я буду сбивать, здорово если удалось это сделать, это уже смена ролей. Ребенок наблюдает за причинно-следственными связями. «Я» причина для этого результата. Это организует. Или я поставила кегли, а ты сбивай. Если ребенок понял как муху сгонять. То муха может летать по комнате и садится на другие предметы. Проговариваем «кыш муха». Очень важно удержание в игре. Если удалось перелететь 3 раза и ребенок не убежал, то это очень здорово, следит глазами, изучает пространство и учится ждать, чтобы подойти и ее прогнать. А теперь ты муха.
Как вы поняли, ЗПР – это не приговор, и устранить пробелы между уровнем ребенка с ЗПР и сверстниками можно с помощью игровой деятельности. Благодаря этому, развиваются необходимые навыки, интеллектуальные способности.