марина федорова
Конспект занятия «Четыре природных стихии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Четыре природных стихии»
Цель: Познакомить детей с природными стихиями.
Задачи:
Образовательная:
- расширять представления о явлениях окружающего мира. Рассмотреть четыре стихи в многообразии их проявлений и в связи с человеком.
Развивающая:
- развивать память, воображение, речь, умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы;
Воспитательная:
Публикация «Конспект занятия „Четыре природных стихии“» размещена в разделах
- воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- компьютер, слайды. Фонограмма спокойной музыки
Методы и технологии:
-Словесный
-Наглядный
-Здоровьесберегающая
-ИКТ
Ход занятия:
1. Здравствуйте ребята! Все мы с вами жители одного большого дома под названием «Планета земля». И сейчас земля просит у нас помощь. Давайте посмотрим видеописьмо, которое она нам прислала.
«Давным-давно, посреди океана, там, где царство льдов и белых медведей, на самой верхушке большого айсберга стоял дом. Стены в нём были из огня, окна из воздуха, а пол из земли. Окружала дом надежной стеной вода. Вот в этом доме жили два брата и две сестры: Огонь, Вода, Земля и Воздух. Каждое утро четыре стихии на крыльях ветра улетали по своим делам. Воздух летел туда, где он был так необходим: в глубокие шахты, на подводные корабли.
Огонь мчался в холодные юрты: в них он был самым дорогим гостем. А знаешь, куда спешили две сестры? Нет?
Так вот вода каждое утро летела к рекам, морям, озерам. Она наполняла их жизнью, а потом улетала в пустыню, где её ждали люди и животные. И только после этого вода поднималась ввысь – в небо, чтобы пролиться на землю благодатным дождём.
Самая младшая сестра – Земля, летая над планетой, раздавала людям урожай.
В один из вечеров у стихий зашел разговор о том, кто из них нужнее. Сначала все дружно шутили, а потом стали спорить и ругаться. Каждая доказывала, что она главнее всех остальных и что без неё вся планета умрет. Так они спорили всю ночь, а наутро начали происходить страшные вещи на планете: пожары, землетрясения, наводнения, ураганы. Планета начала гибнуть»
- Ребята, Нам нужно помирить стихии и доказать, что они все нужны планете Земля, людям, животным, насекомым, птицам, растениям. Ребята, поможем планете, помирим стихии? (Ответы детей)
2. Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку.
Расходуй ее бережно, мой друг!
Одна из стихий природы Вода – источник всего живого. Без пресной воды не могут существовать ни растения, ни животные, ни человек. Максимальное количество дней, которое человек может прожить без воды, это 4 дня. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, помещений, для стирки белья, для полива растений. Стихия воды заявила, что она очень важна, она есть везде: в человеке, в овощах и фруктах.
- Где можно увидеть воду? (Ответы детей)
- Ребята, а вода – это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Хорошо: человек состоит на 80 % из воды, вода нужна растениям, животным, воду используют для стирки, мытья полов, приготовления пищи.
Плохо: наводнения, затапливают посевы, рушатся жилища, погибают животные, сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы.
- Итак, стихия воды заявила, что она очень важна.
Следующая стихия это воздух – лёгкие нашей планеты, без него не может существовать жизнь на Земле. В среднем человек может прожить без воздуха только 2 минуты. Животные и растения тоже дышат. А сейчас ребята подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок.
- Ветер – это движение воздуха. Ребята, а ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Хорошо: освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда.
Плохо: ураганные ветер разрушает здания, вырывает деревья с корнем.
Давайте представим, что в таз с водой запускаем кораблик и начинаем дуть, дуем, он плывёт? А потом, кораблик попробуем сдуть без воды, поставив его на стол. Получается? Ветер и вода должны быть в гармонии друг с другом.
Воздух важен!
3. Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим.
Руки плавно опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
(Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох)
У костра мы все присели
Свои ручки мы погрели,
А костер все выше, выше:
«Ты, костер, гори потише!»
(Присели, руки вперед, потянулись вверх на носочках)
Лодки по воде плывут
Люди веслами гребут.
Лодки к берегу подплыли,
Руки мы в воде помыли.
(Имитируем движение, «гребем веслами»
Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)
На земле могу скакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться
Ей могу и поклониться.
(Прыжки на двух ногах
Повороты вокруг себя
Низкий поклон)
Молодцы ребята следующее стихия нашей земли почва.
- Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
В первую очередь земля является местом обитания человека. Земля – это фундамент-основа. Весь природный мир, вся растительность вокруг нас произрастает из земли - почвы. Почва следующее богатство нашей природы. Почва - плодородный верхний слой земли, в котором растут растения. Её называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. Деревья, очищают воздух, фрукты и овощи мы получаем и употребляем в пищу.
- Земля это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Хорошо: земля нас кормит: овощи, фрукты, деревья, растущие на земле, дают нам кислород, в земле находятся полезные ископаемые.
Плохо: камнепады, оползни, землетрясения травмируют и приводят к гибели человека, животных.
- Стихия земли утверждает, ничего нет важнее земли. Как вы думаете, это так?
- Ещё одна стихия это огонь, послушайте одну легенду.
Легенда о Прометее
Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.
Вот так появился огонь у людей.
- Как вы думаете, огонь для человека это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Хорошо: греет, освещает, люди готовят еду.
Плохо: пожары.
- Правильно он приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.
Давайте вспомним наше письмо Что важнее: вода, воздух, земля, огонь? (ответы детей)
Правильно для каждого из нас: растений, животных, птиц, людей, живущих на планете Земля, нужны и необходимы все 4 стихии. И не о чем тут спорить!
- Мы помирили стихии, спасибо вам за помощь! Каждая стихия необходима и важна, всё живое погибнет, если они не будут в гармонии друг с другом.
Очень важно дети, чтобы воздух был чистым и свежим, вода прозрачной, огонь помогал нам, а не пугал, а земля кормила нас!
4. Рефлексия.
Стихии правят в этом мире -
Корон лишая королей.
Немного их - всего четыре :
Для всех живущих здесь людей.
Огонь в себе хранят вулканы,
И солнца светлого лучи.
Взрыв солнца или выход лавы -
В момент расплавит все ключи.
И воздух, смерч хранит с торнадо:
Играясь с ними до поры.
Но если будет очень надо -
Здесь все умрут, как комары.
Земля лишь будит всех толчками:
Землетрясений чередой.
Пока, она лишь под ногами,
Но может быть над головой.
Вода, как мать всего живого,
Стать может мачехой для всех:
Волной до неба голубого
Послать нас может всех наверх.
Всё измениться может сразу.
Стихии, нам пока друзья….
5. Итог:
И в конце, я хочу предложить вам одну игру, она называется «Спор», в котором вы будете доказывать, что воздух, вода, огонь, земля - это хорошо, а я буду доказывать, что плохо.
Игра «Спор»
- земля это плохо, потому что, бывают землетрясения, гибнут люди, рушатся дома.
(ответы детей)
- воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы
(ответы детей)
- вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами. (Ответы детей)
- огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов. (Ответы детей)
Наше занятие закончилось, вы все молодцы. Очень дружно работали и правильно отвечали на вопросы.