Наталья Спирчагова
Проектная деятельность «Через природу к доброте»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
«Через природу к доброте»
МБДОУ “Детский сад д. Гулюши””
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Проектная работа
Тема «Через природу к доброте»
Выполнила: Спирчагова Н. В.
Актуальность.
Странно звучат слова «поговорим о забытом» ,когда речь идёт о том, о чём забывать нельзя, невозможно- о нравственном воспитании детей. Но именно это происходит сегодня в нашей жизни, в воспитании.
Публикация «Проектная деятельность „Через природу к доброте“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вряд ли кто - нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Взаимодействие человека с природой- чрезвычайно актуальная проблема современности. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научаться наблюдать природу, видеть её красоту.
Нетрудно передать ребёнку знание о моральной норме, требовать и контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.
Известно, каким сложным, и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде. Имея самые добрые намерения дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают- «ласкают» котёнка и т. д.)
Таким образом, мы видим явное противоречие, между тем, что зная нормы поведения в природе (правильное отношение к ней, ребёнок не всегда эти нормы выполняет.
Из этого противоречия обозначается проблема. Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной,созидательной, а не стихийно развивающейся, созерцательной.
Вид проекта : Познавательно- исследовательский.
Цель проекта : Создание условий,, воздействующие на эмоциональную сферу дошкольника посредством наблюдения, игр, упражнений и других форм работы.
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска и согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.
Задачи:
• Выявление нравственного начала в общении с живой природой.
• Определение условий, обеспечивающих овладение детьми моральных норм средствами ознакомления детей с природой.
Воспитание любови к малой Родине, расширение кругозора, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
• Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на природу, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.).
• Создание семейных альбомов: «Вот так мы отдыхаем», «Милый сердцу уголок».
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Ресурсное обеспечение: природа родного края а)дикорастущие растения; б)культурные растения; в)лекарственные травы; животные г)цветы; д)вода на реке «Бездна» е)песок, глина, камни, видеофильмы, слайды,).
Форма работы: занятия, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, эксперименты, экологическо- исследовательские тренинги,турниры; игры- путешествия, викторины, работа на маршруте, праздники и развлечения, сбор лекарственных трав, создание альбомов и гербария.
___
Пояснительная записка
к экологическому проекту «Через природу к доброте»
Теремок - не теремок,
Он не низок, не высок.
Чист, уютен и опрятен,
Внешне очень аккуратен.
Его детский сад зовут
И детей здесь берегут!
Содержание работы над проектом по этапам
№ Содержание деятельности Сроки выполнения
1-й этап - подготовительный
1 Составление плана работы по реализации проекта «Через природу к доброте» Июнь-июль
2 Создание творческой группы в помощи реализации проекта : родители, сотрудники детского сада, сотрудники СДК, библиотеки август
3 Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг детского сада; организация материальной базы сентябрь
4 Экскурсия на реку «Бездна»-
беседа, наблюдения сентябрь
5 «Безднинское востание»-
познавательная беседа сентябрь
6 Правила поведения в лесу»
Игровое занятие
сентябрь
7 Игровое занятие
«Волшебница вода» октябрь
8 Беседа:«Что такое хорошо и что
такое плохо»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» октябрь
9 «Поможем птицам
экологическо - исследовательский тренинг октябрь
10 «Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие октябрь
11 «Экологическая тропа»- работа на маршруте.
2-й этап – исследовательно - экспериментальный
1 «Родники родной деревни»-
экологический турнир ноябрь
2 Наблюдения за водой (снегом) –
занятие с проведением опытов ноябрь
3 «Вода - источник жизни»-
опытно-экспериментальная работа ноябрь
4 «Святые родники» - игра-путешествие ноябрь
5 Сбережём нашу ёлочку
Акция декабрь
6 «Вода бывает холодной, горячей, разноцветной»-исследовательский эксперимент декабрь
7 «Волшебница- водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде декабрь
8 «Родники любви» - познавательная беседа декабрь
9 «Пожар – это беда леса»
сказочное интегрированное занятие декабрь
10 «Праздники у родника» - познавательный час январь
11 «Кто в реке живёт?»-
экскурсия январь
12 «Беседа о водных растениях»-
экологическая экспертиза январь
13 «Огород на окне»-
Исследовательская деятельность февраль
15 «Такой разный песок»- НОД февраль
16 «Что человек делает из дерева» -эксперимент февраль
17 «Знакомство с камнем» -эксперимент во время экскурсии (форма, размер, цвет, где используется) март
19 «Встречи на экологической тропе» -познавательный час март
20 «Наш общий дом» - викторина март
21 «Пробуждение природы»» - экскурсия март
22 «Мы защитники природы» - создание альбома (родители, дети) апрель
23 «Милый сердцу уголок» - создание альбома
(родители, дети, воспитатели) апрель
24 Знакомство с растениями в парке:
а) дикорастущие;
б) культурные;
в) лекарственные.
Сравнение растений и их различие, сбор лекарственных трав - изготовление гербария, сбор лекарственных трав для сдачи в аптеку, для приготовления лекарств (совместно с медиками) май
3-й этап – заключительный
1 Открытое интегрированное занятие:
«Через природу к доброте»
июнь
2 Конкурс рисунков:
«Маленький уголок моей Родины» июнь
3 Экологический поход совместно с родителями: «Путешествие в лес» июнь
4 Выпуск газеты «Мы и природа». Участники-дети материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением совместного похода июль
5 Родительское собрание по итогам работы по проекту : «Через природу к доброте»- «Я, ТЫ, ОН, ОНА-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ». июль
6 «Мы друг другу все нужны» -
экологические эксперименты июль
Ожидаемые результаты
• Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.
• Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей;
• Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе;
• Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей;
• Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями;
• Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах;
Конспект занятия в средней группе
Тема: Экскурсия по экологической тропе.
Цель:
– Продолжать учить различать и называть растения. Познакомить с подорожником, ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы»;
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь;
– формировать навыки поведения в природе.
Материал:
Карта – схема экологической тропы, набор открыток с изображением растений, произрастающих на территории детского сада. Прогулка на территории детского сада.
Воспитатель (читает стихотворение В. Тумановского «Птичка») :
«Птичка над моим окошком
Гнездышко для веток вьёт,
то соломку тащит в ножках,
то пушок в носу несёт.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдёт, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поёт».
(Звучит запись голоса птиц).
Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на магнитофон. А где можно услышать голоса птиц в природе?
Дети: В лесу, в парке.
Воспитатель: Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?
Дети: К нам прилетали синицы, воробьи, галки, голуби. Из окна группы мы наблюдали, как «лечил» старую берёзу дятел.
Воспитатель: Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети: Зимой сделали кормушки, насыпали в них корм: семечки, сало, хлебные крошки. Весной повесили скворечники.
Воспитатель: Для того, чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зелёные насаждения, сажают цветы. Мы сажаем вьюнки, васильки, георгины, астры. Ребята, а вы знаете правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.
Дети: Ходить надо только по дорожкам, чтобы не втоптать растения и цветы. Если кто-то идёт навстречу, надо уступать дорогу, но не надо вставать на цветы. Если увидишь мусор, надо подобрать его. Нельзя рвать цветы, ломать ветки.
Воспитатель выводит детей на прогулку, подводит детей к «зелёной аптеке», предлагает назвать знакомые травы.
Дети:(Чистотел, лопух, одуванчик.)
Воспитатель: Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат нас. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживёт. Здесь растёт много лекарственных трав, и этот участок в нашем детском саду мы называем «зелёная аптека». Назовите деревья, которые растут на территории нашего детского сада.
Дети: (Берёзы, ёлки, клён, яблони, черноплодная рябина.)
Воспитатель: А кустарники?
Дети : ( Смородина: черная и красная, вишня.)
Воспитатель: А какие овощи мы выращиваем на своём участке?
Дети: (Огурцы, помидору, капусту, лук, морковь, свёклу.)
Воспитатель: Про какое дерево можно сказать «Ствол белый, ветки тонкие, кудрявые, развесистые, листочки нежные, зелёные, с маленькими зубчиками, на дереве растут сережки»? Правильно, про берёзу. А теперь отгадайте загадку: «Русская красавица стоит на поляне в зелёной кофточке, в белом сарафане».
Затем педагог читает стихотворение В. Рождественского «Берёза» :
«Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной».
Воспитатель: А под яблонькой живёт у нас муравьиная семья. Нет дружней её на всём белом свете.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом.
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай.
Воспитатель: Давайте беречь и любить всё живое. Запомните, дети, вы частица природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья. Не обижайте друг друга.
Воспитатель приглашает всех в хоровод «Мы на луг ходили».
Заключение
Подводя итоги проекта, можно сделать вывод, что наиболее благоприятный период для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Воспитание у детей экологического сознания-сложный процесс. Это формирование моральных представлений, обобщенных и дифференцированных (сочувствие, сопереживание, доброта). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных образных примерах из жизни, беседах или художественных произведений, способствующих развитию экологического сознания детей, самостоятельности их суждений.
Развитие духовной сферы посредством экологического воспитания может начаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду; обогащённая развивающая предметная среда, организация разных видов деятельности, в которой пробуждают инициативу, стимулируют творческую активность детей. И всё же главным условием следует считать духовность взрослых и реальное её проявление во взаимоотношениях с ними.
Используемая литература:
Эльконин Д. Б. Детская психология Москва
Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире (Дошкольное воспитание №9 от2001)
Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников Москва 2002
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 1 СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
Шаехова Р. К. «Природа и ребёнок» 2002 Казань
Якобсон С. Программа морального воспитания детей Дошкольное воспитание 2000 №9
Павлова Л Игры, как средство эколого-эстетического воспитания Дошкольное воспитание 2002г. №10
Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» М. Издательство ГНОМ и Д, 2002