Ольга Гурьянова
Сценарий досуга для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традицией русского чаепития «Чайные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
досуга для детей старшей группы
«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
(досуг для детей старшей группы)
ТЕМА: Русское чаепитие.
Задачи:
Расширять представления детей о жизни русского народа в старину;
Развивать интерес к устному народному творчеству;
Публикация «Сценарий досуга для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традицией русского чаепития „Чайные посиделки“» размещена в разделах
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Чай. Традиции русского чаепития
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2018
Познакомить с традициями чаепития на Руси, рассказать о самоваре, о традиционном чае и о травяных чаях;
Продолжать знакомить детей с народными играми, с народной музыкой;
Воспитывать у детей живой интерес к русской народной культуре.
Материалы:
Самовары, коллекция чайников, посуда для чаепития, угощение к чаю (сахар кусковой прессованный «в прикуску», фруктовый сахар, баранки, пряники);
сундучок с сувенирами,
кукла «Домовенок Кузя»,
различные травы для заварки чая,
музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещетки, колокольцы, аккордеон);
аудиодиск «Танец классический, народный», изд-во «Музыкальная палитра», 2006г.
Ход досуга
Хозяйка музея встречает детей у входа в «Светелку».
Хозяйка.
- Сегодня вход не просто так, не за медный пятак!
Чтоб в светелку попасть, отгадайте мою загадку:
Каждому, кто придет и уйдет,
Руку подаст. (Дверная ручка)
-- Да, конечно, это дверная ручка, угадали. Вот дверь нас и впустила.
Проходите, гости дорогие, усаживайтесь поудобнее.
В который уж раз собираемся мы здесь. За это время о многом поговорили, много нового узнали:
О том, как раньше на Руси жили,
Что любили, что носили,
Что ели – пили, чем дорожили…
А вы не замечаете никакого беспорядка в светелке? (ответы детей)
И правда, что это мой любимый расписной сундучок не на месте стоит? Думаю, что это домовой поработал. Наверняка хочет нам какой-то знак подать. (Хозяйка музея открывает сундук)
Ой, да тут конверт красивый. Что бы это значило? На конверте написано: «Детям от Кузи». И когда это Кузя грамоте научился? Вот шустрый какой! Откроем конверт?
Кузя пишет:
- Слышал я от Хозяйки, что вы умные, да смышленые. Решил сам проверить. Предлагаю вам испытание для ума.
Ну как, выдержим мы Кузино испытание? (ответы детей)
Разминка для ума у нас уже была, когда правильная отгадка помогла нам открыть дверь в светелку. Кузя нам прислал новые загадки, а отгадки, как сообщает домовенок, находятся здесь, в «Светелке».
1. Наша толстая Федора
Наедается нескоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры теплота. (Печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет.
(Ухват)
3. Черный конь скачет в огонь (Кочерга)
Дети, а последняя загадка Кузи такая трудная, даже не знаю про что это. Давайте, перед тем как я загадаю, немножко отдохнем, поиграем.
Игра «ЧЕПУХА» простая и забавная. Каждый выбирает себе имя по названию каких-либо кухонных принадлежностей нашей «Светелки», например, кочерга, ухват, скалочка и т. д. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать своим «кухонным именем». Но главное и самое трудное правило – нельзя смеяться и даже улыбаться. Побеждает самый серьезный.
Примерные вопросы:
- Что у тебя на голове? На чем ты сидишь? Что ты ешь?
-Кто твой друг? На чем ты ездишь?
Отдохнули? Ну, а теперь слушаем трудную загадку:
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит, всех приманит (самовар).
Толстопузый паренек приготовит кипяток (самовар.)
Ответы детей.
Правильно, это самовар. А для чего самовар нужен? (ответы детей)
Да, в русском чаепитии самовар главный. В самоваре, а не в чайнике готовили раньше кипяток для чая. А уж чаевничать на Руси любили! В народе говорили: (начинает воспитатель говорить поговорки, дети завершают)
- Пей чай – беды не знай;
-Чай не пьешь – откуда силы возьмешь;
-Чай пить – не дрова рубить;
-Чай пить – славно жить!
- Выпьешь чайку – забудешь тоску.
В старые времена чай стоил больших денег, чаем угощали самых дорогих гостей. Заходя в дом, гости приветствовали хозяев:
«Чай да сахар», а хозяева отвечали: «Пожалуйте с нами чаю откушать».
Музыкальный руководитель:
-Да что мы все тары-бары растабары. Наконец, выпьем чай из самовара!
(Звучит фонограмма (трек №19). Дети с помощью взрослых накрывают стол для чаепития. Все рассаживаются за столом)
Хозяйка:
- Стол мы к чаю накрыли, и посуду поставили, и угощения, а вот главного не хватает. Без чего мы не можем начать чаепитие?
(ответы детей)
- Конечно не хватает самовара на столе.
(в музей «Светёлка» вносят самовар и приговаривают)
- Я в «Светёлочку» иду, самовар в руках несу,
Тары-бары, тары бары, выпьем чай из самовара.
С сухарями, с крендельками,
С бубликами вкусными,
С сушками ватрушками,
С пирогами русскими!
Хозяйка:
-А в самоваре-то у нас чай или просто горячая вода? (ответы детей)
Разумеется, чай надо заварить. Для этого нам потребуется чайник – заварник и специально приготовленный чайный лист. Этот чай называется черный. Он растет в жарких странах, а к нам в Россию его привозят (хозяйка заваривает чай).
Но у нас много своих чаев, самых разных. Эти чаи называют травяными. Они очень полезные. Недаром говорят:
«С чая лиха не бывает – он здоровья прибавляет».
Чай с листом смородины, чай с листом малины,
И с цветами нежными липы и жасмина.
Мята, зверобой, душица тоже могут пригодиться.
А подсолнуха цветы вам прибавят красоты.
Хозяйка:
Пока наш чай настаивается, чтобы он стал ароматным и вкусным, мы посмотрим с вами удивительную коллекцию чайников.
Воспитатель группы знакомит детей с новой экспозицией музея, со своей коллекцией заварных чайников : загадывает загадки о чайнике, рассказывает из каких материалов они изготовлены, как оформлены и какими узорами расписаны?
ЧАЕПИТИЕ.
Во время чаепития хозяйка музея рассказывает:
-Любили в старину чаевничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по десять чашек чая, да и пили чай по особенному.
(показывает прием чаепития из блюдца и предлагает детям попробовать этот способ).
Хозяйка: Сидели за чаем и вели неспешные разговоры о том, о сем, рассказывали разные истории, пели, шутили. А как же, «выпьешь чайку – забудешь тоску»!
И мы за чаем не скучаем, смешные истории вспоминаем:
НЕБЫЛИЦЫ.
1. Лошадь ела кашу, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез!
2. Пошел я на лыко гору драть…
Увидел на утках озеро плавает.
Я бросил палку.
Озеро вспорхнуло и улетело, а утки остались!
3. В синем море - океане кит уселся на диване,
Только ложки услыхал - плавниками замахал!
Игры за столом
1. Ансамбль ложкарей (аудиодиск, трек №15).
2. Игра командная «Передай ложку».
Дети сидят за длинным столом, друг напротив друга, как бы двумя командами, начинают передавать деревянные ложки от игрока в конце стола к игроку в начале. Ложку кладут впереди сидящему игроку за шиворот. Побеждает та команда, у которой у крайнего игрока быстрее ложка окажется в руках.
3. Игра «Передай инструмент» (ложки, бубенцы, трещетки).
На запев песни «Калинка» дети передают друг другу инструменты по кругу, на припев играют те, у кого в руках остался инструмент.
Игра - пляска «Как у тетушки Варвары».
Чай не зря у нас в почете,
Вам хочу секрет открыть:
Если с другом чай вы пьете,
Вас вовек не разлучить!
Песня «В гости к самовару»
(слова и музыка З. Роот, «Музыкальный руководитель» № 1, 2008г.)
Хозяйка музея приготовила всем гостям сюрприз от домовенка Кузи.
Использованная литература
1. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ». Учебно-методическое пособие
2. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие
3. Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ» (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие
4. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».
5. И. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». Методическое пособие для воспитателей ДОУ.
6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие.
7. «Муз. руководитель» № 1, 2008.