Любовь Бобрикова
«Чайная гостиная». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитание и профилактика здорового образа жизни среди детей и родителей.
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с национальными традициями зарубежных стран, культурой чаепития;
• Познакомить детей с напитком под названием «ЧАЙ» с его лечебными свойствами;
• Познакомить с историей появления чая на Руси;
• Познакомить детей с чайной посудой: самовар, заварочный чайник, сахарница, сливочник, чайная пара;
Публикация «„Чайная гостиная“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
• Развивать любознательность, речь детей, пополнять словарный запас;
• Воспитывать любовь и уважение к традициям своей страны.
Словарная работа:
Чайник, заварочный чайник, чайная пара, самовар, сбитень, крепкий, ароматный.
Материал к занятию:
Выставка упаковок чая, выставка чайников, самовар, чайная посуда (для чаепития);
Угощения – сахар (рафинад, баранки, сухари, варенье.
Мультимедиа.
Предшествующая работа:
Знакомство с напитками: кофе, какао, молоко, морс, квас.
Рассматривание альбомов, иллюстраций.
Ход занятия.
Играет спокойная музыка.
Дети, послушайте, какую загадку я вам загадаю.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка, вкусного, крутого
…. самоварного чайку.
Сегодня я приглашаю вас в чайную гостиную.
Когда-то издавна на Руси, существовали свои традиционные напитки.
- Какие молочные напитки вы знаете? (перечисляют, молоко, кефир и т. д.)
- Какие вы ещё знаете напитки? (морс, квас, компот)
А ещё ребята на Руси любили пить СБИТЕНЬ – горячий напиток, с мёдом и пряностями.
(специями)
- Как, называется напиток, повторите? (ответы 2-3 детей)
Но, с напитком под названием ЧАЙ не может сравниться никакой другой. Давайте поговорим о чае подробнее, как он появился на Руси, и как его пьют в разных странах мира.
- Дети, как вы думаете, откуда появился чай? (высказывания детей)
Родина чая страна – Китай. Сначала чай употребляли в Китае как лекарственное средство, а позднее стали употреблять, как напиток с нежным ароматом, и приятным вкусом. Затем он появился, пришёлся по вкусу в разных странах мира.
В стране Япония существуют целые традиции по питью чая (показ слайдов).
Растёт он в виде кустов, есть чайные деревья. На юге нашей страны, в Краснодарском крае, тоже растёт чай (показ слайдов). Его собирают на плантациях, высушивают, и пакуют в разные упаковки. А сейчас я прошу вас вместе со мной посетить выставку упаковок чая (рассматривают выставку).
- Какое название чая вы знаете? (называют, показываю)
- Какой по цвету бывает чай?
Чай бывает чёрным и зелёным.
Когда в Россию завезли чай, он очень полюбился русским людям. Они придумали пословицы про чай:
• С чая лихо не бывает
Так в народе говорят.
Чай, здоровье, всякий знает
Пей хоть пять часов подряд.
• Чай пьёшь до ста лет проживёшь!
• Выпей чайку - забудешь тоску.
• Чай пить, не дрова рубить.
• Чаем на Руси никто не подавился!
В старину русские люди не довольствовались простым чайником, как другие народы, а изобрели САМОВАР. (слайд)
Посмотрите внимательно на экран, здесь показаны разные виды самоваров, есть расписные самовары.
Вода в нём быстро закипает и долго не остывает, для растопки годилось всё: и щепки, и шишки. (слайд)
Чай заваривал глава семьи, а разливала хозяйка. К чаю подавали комковой сахар, бублики, сушки, сухари, мёд, варенье. Сахар не клали в чай, а пили в прикуску, т. е. сначала откусывали кусочек сахара, а потом запивали чаем. Наши предки, в отличие от нас, не просто пили чай из чашек и стаканов, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (слайд)
Физкультминутка: «Муха Цокотуха» (речевая игра под музыку)
Ну, тогда играем снова,
Я надеюсь, все готовы?
Что ж, считаю: раз-два-три-четыре-пять,
Будем сказку начинать.
Музыкальное сопровождение – тихо
Выход мухи с танцевальными элементами
-Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо,
(выход заранее назначенного ребёнка)
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла,
(подготовлена большая золотистая монета – картон в блестящей липкой ленте)
Пошла Муха на базар и купила самовар.
М. – Приходите, тараканы, я вас чаем угощу (зовёт остальных детей, дети выходят, встают в круг)
- Тараканы прибегали, все стаканы выпивали,
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
А букашки по три чашки с молоком и крендельком,
Нынче Муха-Цокотуха – именинница.
Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки
(выставляют ногу вперёд, показывают сапожки)
А сапожки не простые, в них застежки золотые
Приходила к мухе бабушка пчела,
(идут по кругу, друг за другом, машут крыльями)
Мухе Цокотухе меду принесла
(показывают руками бочонок мёда)
М. – Бабочки, красавицы, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?
Дети садятся.
Игра "Музыкальная шкатулка».
Придумай слова о чае и в шкатулке заиграет музыка.
ЧАЙ: вкусный, ароматный, крепкий, терпкий, сладкий, с лимоном, чёрный, зелёный….
- С чем можно заваривать чай, чтобы укрепить здоровье (высказывания детей?
Алиса рассказывает стихотворение:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можно полечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
ЧАЙ ЗДОРОВЬЮ - ЛУЧШИЙ ДРУГ!
- Какую посуду вы знаете? (столовая, чайная, кухонная)
Для чая есть специальная чайная посуда (показ слайдов).
- Как называется посуда для питья чая? (повтор 2-3 детей?
Я приглашаю вас на выставку чайной посуды, (показываю и рассказываю)
В заварном чайнике, заваривают чай, в сахарницу кладут сахар, есть сливочник, в который наливают молоко или сливки, и пьют чай из чайной пары.
(показ слайдов). Прошу повторить 2-3 детей названия чайной посуды.
Сейчас ребята уже самоваров не встретишь. На смену самоварам появились электрочайники (показ слайда, чайника).
Дети, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай (высказывания детей?
Вот мы с вами заварили вкусный чай, но с чем мы его будем пить? (высказывания детей)
Я предлагаю вам из теста (солёного) быстро постряпать бублики, сушки. У нас есть волшебная печь, которая быстро всё испечёт.
(за столами стряпают, кладут в печь)
(под музыку входит самовар)
Расступись честной народ
Дима В. Самоварище идёт.
Посидеть у самовара
Рады все наверняка.
Ярким, солнечным пожаром,
У него горят бока.
Самовар кипит – уходить не велит.
Подавай мне чашку чая
Настя Т. Ведь люблю я русский чай.
В чае, я души не чаю
Наливай горячий чай!
А не пора ли нам, ребята, вместе с гостями попробовать наш чай, все вместе попьём чайку.
Милости просим к нашему столу, чем богаты, тем и рады!
(приглашаем гостей к столу, попить ароматного чайку)