Харитонская Оксана Васильевна
Целевые и содержательные ориентиры парциальных образовательных программ «Социально-коммуникативное развитие в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи, с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы учреждения.
Прежде чем приступить к ее разработке, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.
Темочки:
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды.
Парциальная программа - это дополнение к основному образованию ребенка в детском саду или дошкольной группе. Парциальные программы являются частью дошкольного образования и отвечают за становление личности ребенка.
Основная цель социально-коммуникативной программы - сформировать у ребенка навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Программа должна стимулировать ребенка в дошкольном детстве к самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Есть и другие не менее важные цели этой программы :
-Формирование навыков разумного поведения;
-Умение вести себя адекватно в опасных ситуациях дома, на улице, в транспорте, магазинах, на детских площадках и в других общественных местах;
-Приобщать ребенка с детства к здоровому образу жизни, экологической культуре.
В каждой программе по социально-коммуникативному развитию существуют свои нюансы и особенности. Дошкольное учреждение вправе вносить коррективы в содержание парциальной программы и выбирать подходящую.
Нормы ФГОС не определяют и не указывают, что развитие ребенка является объектом измерения и оценки. Поэтому, результаты пройденной программы в виде ориентира дошкольного образования.
Показатели социально-коммуникативного развития, на которые стоит ориентироваться :
- Ребенок позитивно социализирован и эмоционально-нравственно развит;
- Ребенок овладел основными культурными способами деятельности;
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- У ребенка преобладает положительная установка в отношении к миру, к другим людям и к себе;
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства;
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликт;
- Ребенок умеет проявлять свои чувства;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребенок способен следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, его интересует окружающий мир и др.
В соответствии с ФГОС ДО можно определить структуру парциальной программы :
1. Титульный лист
2. Содержание :
3. Целевой раздел :
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи основной образовательной программы.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
- Содержание психолого-педагогической работы.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
- Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел :
- Учебный план реализации Программы.
- Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
5. Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
- Список педагогической литературы
- Приложения
В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.
Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Взаимодействие с семьей
В рамках данной программы взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов в группах, организация выставки детского творчества, день открытых дверей, ознакомление с программой на официальном сайте ДОУ.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
4. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.