Папки-передвижки

Консультация «Былины –важный элемент народного творчества»

Анна Борисова
Консультация «Былины –важный элемент народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Для ребёнка не бывает безличного события без героя. Отношение к событию –это отношение к герою и его подвигам. А если придать этому сопереживанию активный характер –например, включив сюжеты сказок и былин в игру, переосмыслив их в продуктивной, проектной и иной деятельности, создав ощущение сопричастности историческим событиям, попытаться связать историю народа с семейной историей, то детское переживание может перерасти в первые патриотические чувства.

Публикация «Консультация „Былины –важный элемент народного творчества“» размещена в разделах

Былины – важный элемент народного творчества, по которому можно судить о значимости фольклора в жизни народа. Знакомство с каждым жанром устного народного творчества необходимо проводить поэтапно. Так, мы знакомили детей среднего возраста с потешками, сказками о животных, пословицами и загадками. В старшем возрасте добавляются волшебные сказки. А к подготовительной группе дети готовы воспринимать сказы П. П. Бажова, былины.

Предварительная работа по теме включала:

*чтение сказок, былин с последующей беседой по содержанию;

*рассматривание иллюстраций, репродукций картин русских художников;

*просмотр мультфильмов;

*чтение сказок, былин с последующей беседой, обыгрыванием (театрализованная деятельность, сюжетно-ролевая игра);

*заучивание русских народных закличек, считалок, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок;

*знакомство с русскими подвижными играми с постепенным подведением детей к самостоятельной игре;

*театрализованную деятельность;

*дидактические настольно-печатные игры;

*музыкально-ритмическую деятельность;

*изобразительную деятельность (дети отражают свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрывают свои собственные замыслы).

Нами создавались игровые ситуации, которые предполагали драматизацию сказок, былин, разучивание колыбельных, закрепление в повседневной жизни старославянских изречений, пословиц. Использование потешек способствовало включению ребёнка в игровую ситуацию, активизации детского интереса к окружающему, расширению представления детей о быте, и занятиях в старину.

Опыт работы показал, что детей старшего дошкольного возраста привлекают образы русских былинных богатырей.

Знакомство с жанром былин проходило по следующему плану:

1. Рассказ о том, что такое былина, её истории.

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин по теме.

3. Изобразительная деятельность, отражающая содержание изучаемой былины.

4. Чтение былин в обработке И. В. Карнауховой

5. Выставка детских работ, иллюстраций о русских богатырях.

6. Итоговая совместная деятельность –викторины, конкурсы, «Посиделки» и т. д.

Просматривая мультфильмы по теме, дети познакомились с богатырскими доспехами: кольчугой, шлемом с бармицей, с богатырским вооружением – луком со стрелами, мечом, копьём, палицей, щитом. Дети придумывали своё название картине В. М. Васнецова («Богатыри в дозоре», «Застава богатырская», «Охраняют Родину», сравнивали богатырей, делали кольчугу из пластилина, изготавливали шлемы из фольги. Затем, стали знакомиться с былинами, уточнили понимание этого слова –быль, это было; это и сказка, и быль, и песня, и стих одновременно, сказание о старине, о делах давно минувших дней. У былин нет авторов, их сочинял народ. Рассказчики заучивали наизусть и передавали слово от отца к сыну или, как говорили в старину, «из уст в уста». Мастеров –сказителей былин называли Боянами. Старинный русский инструмент гусли помогал рассказчику-гусляру завладеть вниманием слушателей.

На конструировании дети строили богатырскую крепость с воротами, башнями. При этом они упражнялись в словообразовании с помощью приставок: строили –построили-надстроили-выстроили. В ролевой игре закрепляли слова: ров, бойница, башня. Лепили богатырей на конях на занятиях по изобразительной деятельности. Закрепляли лексико-грамматические навыки, стимулировали использование прилагательных, характеризующих эмоциональное состояние богатырей, учились подбирать глаголы к существительному «конь», активизировали употребление предлогов –между, за; наречий –слева, справа; упражнялись в порядковом счёте.

Дошкольники участвовали в соревновании «Не перевились ещё богатыри на земле русской», в конкурсе «В народе говорят» (дети вспоминали и рассказывали поговорки и потешки о добре, зле, доблести).

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу» помогла запомнить, из чего состоит воинское снаряжение русских богатырей, а дидактическое упражнение «Где чей дом?» -вспомнить, какие постройки были в Древней Руси (в нищих бревенчатых избах жили простые крестьяне и ремесленники, в теремах князья и бояре).

Предлагали детям словесные игры: «вспомни слово из былины, назови первый и последний звук», «Объясни слово», «Найди лишнее слово», «Узнай по описанию и т. д. детям самим нравилось составлять чистоговорки («Ба-Бе-Ба –у Ильи Муромца новая изба, Бы-Бы-Бы –нет избы»). На рисовании по теме «Портрет былинных героев» закрепляли старинные названия частей лица: очи, чело, уста. На карте России нашли старинные города, подвели детей к пониманию, почему они составляют Золотое кольцо России. Ознакомление с укладом жизни, ремеслами славян продолжалось в совместной деятельности и на прогулках.

В сюжетно-ролевых играх у детей добавились такие сюжеты как: «Илья Муромец собирает дружину», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «На заставе».

Публикации по теме:

«Сухое плавание» как важный элемент в проведении занятий по плаванию«Сухое плавание» как важный элемент в проведении занятий по плаванию Плавание – одно из важнейших средств в воспитании детей, способствующее разностороннему физическому развитию ребёнка, стимулирующее укрепление.

Фотоотчёт «Неделя народного творчества»Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.

II Парад достижений народного творчества.II Парад достижений народного творчества. 4 марта 2017 года в нашем районном посёлке Питерка проводился отборочный (районный) этап II Парада достижений народного творчества Саратовской.

Интонация как важный элемент высказывания Лингвистическое изучение интонации. Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли.

Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,.

Конкурс татарского народного творчества «Умырзая»Конкурс татарского народного творчества «Умырзая» 28 апреля 2017 года воспитанницы МБДОУ "Детский сад №47 "Веселинка" участвовали в городском фестивале-конкурсе татарского народного творчества.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества» Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через малые формы устного народного творчества». Духовно-нравственное.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Консультация «Роль устного народного творчества в воспитании у детей доброжелательного отношения к окружающему миру» Уважаемые родители, мы с вашими детьми-нашими воспитанниками, продемонстрировали пальчиковый театр «Колобок», который был итогом проводимого.

Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Былины –важный элемент народного творчества»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 07:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Былины –важный элемент народного творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Борисова (УИ 1343363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД