Анна Борисова
Консультация «Былины –важный элемент народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребёнка не бывает безличного события без героя. Отношение к событию –это отношение к герою и его подвигам. А если придать этому сопереживанию активный характер –например, включив сюжеты сказок и былин в игру, переосмыслив их в продуктивной, проектной и иной деятельности, создав ощущение сопричастности историческим событиям, попытаться связать историю народа с семейной историей, то детское переживание может перерасти в первые патриотические чувства.
Публикация «Консультация „Былины –важный элемент народного творчества“» размещена в разделах
- Богатыри
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Былины – важный элемент народного творчества, по которому можно судить о значимости фольклора в жизни народа. Знакомство с каждым жанром устного народного творчества необходимо проводить поэтапно. Так, мы знакомили детей среднего возраста с потешками, сказками о животных, пословицами и загадками. В старшем возрасте добавляются волшебные сказки. А к подготовительной группе дети готовы воспринимать сказы П. П. Бажова, былины.
Предварительная работа по теме включала:
*чтение сказок, былин с последующей беседой по содержанию;
*рассматривание иллюстраций, репродукций картин русских художников;
*просмотр мультфильмов;
*чтение сказок, былин с последующей беседой, обыгрыванием (театрализованная деятельность, сюжетно-ролевая игра);
*заучивание русских народных закличек, считалок, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок;
*знакомство с русскими подвижными играми с постепенным подведением детей к самостоятельной игре;
*театрализованную деятельность;
*дидактические настольно-печатные игры;
*музыкально-ритмическую деятельность;
*изобразительную деятельность (дети отражают свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрывают свои собственные замыслы).
Нами создавались игровые ситуации, которые предполагали драматизацию сказок, былин, разучивание колыбельных, закрепление в повседневной жизни старославянских изречений, пословиц. Использование потешек способствовало включению ребёнка в игровую ситуацию, активизации детского интереса к окружающему, расширению представления детей о быте, и занятиях в старину.
Опыт работы показал, что детей старшего дошкольного возраста привлекают образы русских былинных богатырей.
Знакомство с жанром былин проходило по следующему плану:
1. Рассказ о том, что такое былина, её истории.
2. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин по теме.
3. Изобразительная деятельность, отражающая содержание изучаемой былины.
4. Чтение былин в обработке И. В. Карнауховой
5. Выставка детских работ, иллюстраций о русских богатырях.
6. Итоговая совместная деятельность –викторины, конкурсы, «Посиделки» и т. д.
Просматривая мультфильмы по теме, дети познакомились с богатырскими доспехами: кольчугой, шлемом с бармицей, с богатырским вооружением – луком со стрелами, мечом, копьём, палицей, щитом. Дети придумывали своё название картине В. М. Васнецова («Богатыри в дозоре», «Застава богатырская», «Охраняют Родину», сравнивали богатырей, делали кольчугу из пластилина, изготавливали шлемы из фольги. Затем, стали знакомиться с былинами, уточнили понимание этого слова –быль, это было; это и сказка, и быль, и песня, и стих одновременно, сказание о старине, о делах давно минувших дней. У былин нет авторов, их сочинял народ. Рассказчики заучивали наизусть и передавали слово от отца к сыну или, как говорили в старину, «из уст в уста». Мастеров –сказителей былин называли Боянами. Старинный русский инструмент гусли помогал рассказчику-гусляру завладеть вниманием слушателей.
На конструировании дети строили богатырскую крепость с воротами, башнями. При этом они упражнялись в словообразовании с помощью приставок: строили –построили-надстроили-выстроили. В ролевой игре закрепляли слова: ров, бойница, башня. Лепили богатырей на конях на занятиях по изобразительной деятельности. Закрепляли лексико-грамматические навыки, стимулировали использование прилагательных, характеризующих эмоциональное состояние богатырей, учились подбирать глаголы к существительному «конь», активизировали употребление предлогов –между, за; наречий –слева, справа; упражнялись в порядковом счёте.
Дошкольники участвовали в соревновании «Не перевились ещё богатыри на земле русской», в конкурсе «В народе говорят» (дети вспоминали и рассказывали поговорки и потешки о добре, зле, доблести).
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу» помогла запомнить, из чего состоит воинское снаряжение русских богатырей, а дидактическое упражнение «Где чей дом?» -вспомнить, какие постройки были в Древней Руси (в нищих бревенчатых избах жили простые крестьяне и ремесленники, в теремах князья и бояре).
Предлагали детям словесные игры: «вспомни слово из былины, назови первый и последний звук», «Объясни слово», «Найди лишнее слово», «Узнай по описанию и т. д. детям самим нравилось составлять чистоговорки («Ба-Бе-Ба –у Ильи Муромца новая изба, Бы-Бы-Бы –нет избы»). На рисовании по теме «Портрет былинных героев» закрепляли старинные названия частей лица: очи, чело, уста. На карте России нашли старинные города, подвели детей к пониманию, почему они составляют Золотое кольцо России. Ознакомление с укладом жизни, ремеслами славян продолжалось в совместной деятельности и на прогулках.
В сюжетно-ролевых играх у детей добавились такие сюжеты как: «Илья Муромец собирает дружину», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «На заставе».