Галина Пиняскина
НОД по познавательному развитию «Бумажная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию
Тема: «Бумажная страна»
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое
Цель: формирование представлений о свойствах и качествах бумаги.
Задачи:
• Дать детям первоначальные представления о производсте бумаги.
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, определять на ощупь качества бумаги (толщину, гладкость, прочность).
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Бумажная страна“» размещена в разделах
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи по художественно-эстетическому развитию :
• Способствовать развитию творческих способностей детей.
• Развивать умение аккуратно работать с бумагой.
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа:
Писчая, гофрированная, глянцевая, матовая.
Предварительная работа:
беседа о свойствах и разновидностях бумаги, различные опыты с бумагой, занятия по изобразительной и конструктивной деятельности, игры, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование:
бумажный цветок, презентация, различные виды бумаги для экспериментирования, мяч, плакат, разноцветая бумага для творчества.
Ход.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый у меня цветок, сейчас мы с вами будем бережно передавать его друг другу, и говорить комплименты.
-Вы обратили внимание, из чего сделан цветок? (из бумаги)
Основная часть.
Воспитатель: - А вы знаете, где и как делают бумагу? (Выслушиваю предположения детей)
- Хотите узнать, откуда берется бумага?
Подходите к нашему экрану, присаживайтесь.
- Сегодня я хочу рассказать вам о том, откуда к нам пришла бумага. Настоящую бумагу придумали в Китае в 102 году, но держали это в секрете. Прошло много сотен лет, прежде чем у нас научились делать бумагу.
- Отгадав эту загадку, вы узнаете, из чего делают бумагу.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели,
В меха его одели. (Дерево.)
Презентация «Как делают бумагу?».
Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь…
1. Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там за оврагом участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.
(Слайд № 1 и 2)
2. Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешат трактора. Они обрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.
(Слад № 3 и 4)
3. Голубая дорога. Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению, кажется будто вся река запружена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга и образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке). Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по «голубой» широкой дороге.
(Слайд № 5,6 и 7)
4. А еще лес перевозят автотранспортом и по железной дороге.
(Слайд № 8 и 9).
5. Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат. Вот бревна зашагали из цеха в цех.
(Слад № 10)
6. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
(Слайд № 11 и 12)
7. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку.
(Слайд № 13)
После этого бумагу окрашивают.
8. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.
(Слайд № 14)
Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков.
9. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
(Слайд № 15)
-Теперь, ребята, вы знаете, какой долгий путь проходит лес, прежде чем появляется бумага. А какая она бывает, сейчас мы с вами посмотрим, проходите, пожалуйста, за столы.
- Посмотрите, какая у меня есть необычная бумага. Найдите на своих тарелочках такую же.
-Кто знает, как она называется? Правильно, это салфетка. Какая она на ощупь? Потрогайте, она гладкая или шершавая? Возьмём салфетки за края и потянем в разные стороны. Что произошло? Значит, салфетка у нас какая?
-Ребята, положите образец салфетки на тарелочку и возьмите лист белой бумаги, есть у вас такая? Что мы делаем с этой бумагой на занятиях? Эта бумага называется «писчая», может быть вы знаете, почему? Потрогайте, какая она на ощупь? (Дети тактильно определяют её фактуру, пробуют разорвать тем же способом, что и салфетку, делают выводы о свойствах этой бумаги.)
-Ребята положите образец «писчей» бумаги на тарелочку и возьмите лист цветной бумаги.
Какого цвета у вас бумага? А если так много цветов у бумаги, то, как называется такая бумага? (разноцветная)
Далее дети тактильно определяют её фактуру, пробуют сложить, делают выводы о свойствах цветной бумаги.
Так же мы экспериментируем с гофрированной бумагой (растягивают) и гофрированным картоном (сворачивают).
С блестящей бумагой, матовой.
(раздается стук в дверь, входит Фантик)
-Здравствуйте дети! Меня зовут Фантик, я живу в Бумажной стране. Здесь все сделано из бумаги. Я слышал, что вы, уже многое знаете о бумаге, и сейчас я хочу с вами поиграть в одну интересную игру.
Игра «Какая бывает бумага?» (образование прилагательных)
Вы передаете друг другу мяч и отвечаете на вопрос – «Бумага - какая?». Главное условие игры слушать внимательно и не повторять уже сказанные слова – прилагательные. Если у вас нет слова или вы повторили уже сказанное кем-то – игра останавливается словами: «Стоп игра» и дети могут «подарить» ему слово.)
Фантик: - Сколько много вы знаете о свойствах бумаги, молодцы! Теперь мы немного с вами отдохнем. Сейчас вы, так же как и я станете фантиками.
«Раз, два, три в фантики ребяток преврати!»
Динамическая пауза «Бумажные фантики»
Мы фантики бумажные, Дети сидят на корточках в кругу
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки Имитируют поедание конфет.
Конфеты дружно съели.
Ветер вдруг набежал Встают и, кружась, машут руками
И все фантики поднял. Затем бегаю врассыпную
Закружились, полетели
И тихонечко присели. Присаживаются
- Королева бумажной страны приготовила бумагу для вашего творчества, и я приглашаю вас в ее мастерскую.
-Скажите мне, пожалуйста, как называется планета на которой мы с вами живем? (Земля)
-Правильно, но для того чтобы наша планета жила долго мы ее с вами должны беречь. Беречь воду, животный и растительный мир и, конечно, деревья, из которых делают бумагу. Посмотрите внимательно, какой плакат для вас нарисовала Королева бумажной страны, здесь написано «Живи, Земля!»
-Я хочу, чтобы мы украсили нашу планету цветами. Посмотрите на цветок, который вы передавали друг другу и делали комплименты, хотите научиться делать такие же?
Продуктивная деятельность с детьми.
-Посмотрите у вас на тарелочках лежат полоски разноцветой бумаги, как вы думаете,что можно из них сделать?
-Сложите их пополам и акуратно приклейте два конца, получился лепесток, таких лепестков должно быть 7. (дети самостоятельно выполняют задание)
-Теперь эти лепестки вы должны приклеить к серединке, возьмите круг и приступайте к работе.
Готовыми цветами мы с вами сейчас украсим нашу планету на плакате. Каждый из вас аккуратно приклеит свой цветок внизу, старайте не наклеивать цветы друг на друга, соблюдайте расстояние.
Получилось красиво, как вы думаете?
Итог занятия.
- Вам понравилось наше занятие?
- О каких свойствах бумаги узнали?
- Что вам понравилось делать больше всего?
- Все правильно, ребята вы сегодня узнали много нового о бумаге, ее производстве и свойствах, сделали красивые цветы и украсили ими нашу планету на плакате, молодцы!