Язева Ольга Валерьевна
Творческий проект по художественно-эстетическому развитию «Бумажная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Казачок» х. Лозного Цимлянского района
Творческий проект
по художественно-эстетическому развитию
«Бумажная фантазия»
Воспитатель: Язева Ольга Валерьевна
х. Лозной
2018г.
Актуальность проекта:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является художественно-эстетическое развитие детей в детском саду.
Темочки:
Нетрадиционные формы и методы художественно-эстетического развития являются одним из средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия нетрадиционными формами и методами способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей старшего дошкольного возраста не всегда сформированы умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов; развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в ИЗО деятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник изображения создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в работе свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Этому способствуют следующие техники по художественному конструированию:
Аппликация из скрученных салфеток – простой и доступный для любого возраста вид творчества.
Обрывная аппликация – один из видов многогранной техники аппликации.
Торцевание – это техника создания объемной картинки с помощью наклеивания на шаблон скрученных квадратиков гофрированной бумаги на стержне от ручки – торцовок.
Квиллинг – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки (роллы, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоские композиции. У детей хорошо получается накручивать на зубочистку.
Таким образом, многообразие нетрадиционных техник по ИЗО деятельности, позволяет привлекать к совместной деятельности взрослых и детей, не только малышей, но и их родителей, заинтересованных как в художественно-эстетическом развитии, так и в интеллектуальном развитии дошкольников.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционных технологий способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования;
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
• Тактильной чувствительности;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта: «Бумажная фантазия»
Автор проекта: Язева О. В.
Вид проекта: творческий
Длительность проекта: Долгосрочный
Сроки и этапы реализации проекта: Сентябрь 2017 – Май 2018гг.
I этап – подготовительный:
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Бумажная фантазия».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной:
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей старшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий:
1. Презентация проекта.
2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных технологий работы с бумагой с детьми старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Продукты проектной деятельности: детские работы, выставки.
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм и методов художественно-эстетического развития.
Задачи проекта:
• Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными формами и методами художественно-эстетического развития, формировать интерес к изобразительной деятельности.
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники изо деятельности (аппликация из скрученных салфеток, обрывная аппликация, торцевание и т. д.).
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
• формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техник ИЗО деятельности;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники ИЗО деятельности;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники ИЗО деятельности;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе ИЗО деятельности с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц Вид техники Содержание художественно-эстетической деятельности Индивидуальная работа Работа с родителями
Сентябрь
Аппликация из скрученных салфеток:
Волшебная салфетка
-Вступительная беседа;
-Рассказ-беседа о салфетках (представление о видах салфеток, о свойствах, применении салфеток);
-Показ творческих работ, сделанных из салфеток;
-Дыхательная гимнастика «Дует ветерок» Повторение техники безопасности с клеящими и режущими материалами. Беседа, анкетирование. Привлечь родителей для обеспечения материальной основы занятий (разные виды салфеток)
октябрь
Аппликация из скрученных салфеток:
Бумажный комочек Бумажный комочек
-Вступительная беседа;
-Знакомство детей с новой техникой «Бумажный комочек»
-Показ творческих работ, изготовленных в технике бумажный комочек (поделка на бумаге, объемная поделка);
-Игра «Забей мяч в ворота» на развитие речевого дыхания Закрепление формы и цвета
Торцевание:
1. «Осенний лист»
2. «Ветка рябины» Учить детей в технике торцевание;
-Изготавливать торцовку и приклеивать ее на заданную деталь;
-Правильно располагать композицию поделки;
-Развивать мелкую моторику рук, воображение. Повторение техники безопасности с клеящими и режущими материалами.
Октябрь квиллинг «Поговорим о квиллинге» Провести с детьми беседу о технике безопасности при работе с ножницами и клеем, вспомнить изученные элементы, которые необходимы для работы в квиллинге. Показ готовых работ, которые дети будут выполнять, а также необходимое оборудование.
ноябрь
Торцевание
«Люблю березку Русскую» (Коллективная)
-развивать пространственное воображение;
-продолжать учить работать детей в технике торцевание;
-закреплять умение правильно располагать композицию;
-учить работать в коллективе, распределяя деятельность между собой;
-воспитывать аккуратность в работе с клеем.
Аппликация из скрученных салфеток Яблоки в корзине
-Отгадывание загадок;
-Беседа о яблоках;
-Рассматривание картин;
-Игра «Собери урожай»;
-Анализ готовых работ; - Объяснение техники выполнения работы;
-Изготовление поделки на бумаге;
-Картины Анненкова Дмитрия «Ведро с яблоками», Калашниковой Ольги «Наливные яблоки», Поля Гогена «Натюрморт с яблоками, грушей и кувшином».
-Игра «Хвалёное яблоко». -Составление рассказа по картинкам;
-Закрепление умения пользоваться кисточкой и клеем. -Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»;
-Фоторамка «Портрет моей мамочки!» ко Дню Матери.
квиллинг
«Мышка-норушка и колосок» Продолжать закреплять умения у детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля» и «глаз», «лист». Провести с детьми беседу о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
декабрь
Скручивание в жгут «Улитка»
-Загадка про улитку;
-Рассматривание улитки;
-Пальчиковая игра;
-Объяснение и показ нового приема работы;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Выставка работ. -Беседа;
-Составление рассказа «Приключение улитки»
-Игра «Посчитай сколько». -Беседа о совместной творческой деятельности ребенка и родителей дома;
-Выставка работ детей, выполненных дома с родителями в изученных техниках.
Снежные комы
-Игра «Снежный ком»;
-Игра «Санки»;
-Музыкальная композиция Вивальди Времена года (Зима) -Посчитай сколько;
-Индивидуальные упражнения для лучшего скручивания и закрепления салфеток.
Новогодний пейзаж
-Иллюстрация картины Ю. Прядко «Морозный вечер в декабре»;
-Пальчиковая гимнастика «Зима»;
-Музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»;
-Игра «Снежинки и ветерок» -Д/и «Сложи рисунок»
-Игра «Сосчитай»
Выставка работ детей, выполненных дома с родителями в изученных техниках
Январь
«Снеговики» (Объемная) Продолжать обучать методу объемного торцевания, показывая пошаговые приемы выполнения работы.
-воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, желание создавать свои работы по собственному воображению.
-Развивать умения создавать объемные работы из бумаги методом торцевания.
Новогодний пейзаж
-Беседа по картине;
-Чтение стихотворения Н. Артюховой «Белый дед»;
-Беседа по изученным техникам работы с салфетками;
Самостоятельное выполнение коллективной работы детьми;
-Анализ готовой работы. -Д/и «Сложи рисунок»
-Игра «Сосчитай»
Выставка работ детей, выполненных дома с родителями в изученных техниках.
февраль
«Ёжики и яблоко» (коллективная работа) Продолжать закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль», «капля», «глаз», «лист».
1. «Поздравительная открытка для папы»
2. «Валентинка» -
Учить различать контурную, плоскостную и объемную торцовку;
-закреплять умение аккуратно наклеивать детали на картон;
-закреплять умения правильно располагать композицию поделки;
Квиллинг
«Кот играет с клубком» Продолжать учить детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля» и «глаз», «завиток», «треугольник».
Март
торцевание
1. «Букет для мамы»
(Коллективная)
2. «Рамки для фотографий»
Закреплять умение правильно располагать композицию;
-Побуждать детей к экспериментированию в цвете, форме; -Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и клеем.
апрель
«Пасхальная композиция»
«Далёкий и загадочный космос»
(2 занятия)
Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз».
Научить детей изготавливать новый элемент «квадрат».
Закреплять умение детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «тугая спираль», «глаз».
Май
1. «День победы»
2. «Звезда» (Объемная) -
Закрепить технику торцевания:-приклеивание деталей на клей;
-закрепить умение распределяться по подгруппам для выполнения коллективной работы;
-Продолжать развивать чувство вкуса, творческого мышления. Выставка работ детей, выполненных дома с родителями в изученных техниках.
«Цветик-семицветик»
Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок). Продолжать учить детей накручивать элемент «капля».
«Бабочка отдыхает на цветке»
(2 занятия)
(Итоговое занятие) Закреплять умение складывать из полоски бумаги – пружинку, накручивать элемент «свободная спираль», «капля», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну.
Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (бабочку). Выставка работ детей, выполненных дома с родителями в изученных техниках.
Заключение
Проект «Бумажная фантазия» направлен на развитие творческого воображения, ориентировочно-исследовательской деятельности, мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга; психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления); тактильной чувствительности; познавательно-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих поделках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными формами и методами художественно-эстетического развития позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время дети владеют многими нетрадиционными техниками: аппликация из скрученных салфеток, квиллинг, торцевание и метод обрывания. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Новикова, И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками / И. В. Новикова. - М. : Академия Развития, 2012г.
2. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
3. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Старшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008
4. Аппликация в детском саду/ А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. М: Академия развития, 2002.
5. http:/stranamasterov.ru