Рамиля Жерикова
Конспект занятия «Бумага и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-познакомить с процессом изготовления бумаги, уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, упражнять в классификации предметов, развивать связную речь.
Словарная работа: картон, бумажная, рвется, тонкая, гладкая, шероховатая, копировальная.
Публикация «Конспект занятия „Бумага и ее свойства“» размещена в разделах
Оборудование: образцы бумаги (тонкая и картон, салфетка); лента бумажная и из ткани; ложечка металлическая; копировальная бумага и для рисования белая; иллюстрированный альбом по истории создания бумаги.
-Ребята! К нам сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Поздороваемся.
Лесовичок: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. Что это?
-Правильно, книга. Я люблю книги. Книги пишут на бумаге.
Воспитатель: Ребята, а из чего сделана бумага? (из дерева)
Чтоб читать и рисовать
Есть букварь и есть тетрадь.
Для нашего же блага
Придумана …бумага.
Лесовичок: Живу в лесу. Там много деревьев. Из деревьев делают бумагу. А какая она бумага, не знаю.
Воспитатель: Ребята! Бумаги раньше не было. Люди не умели ее изготавливать. А письма все-таки писали. Как вы думаете, на чем они писали?
Воспитатель:
Они писали на глиняных сырых плитках, на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Писали даже на пальмовых листьях и шкурах животных. А на Руси писали на березовой коре – бересте. Бумагу изобрели в Китае 2000лет назад. В большой каменный сосуд укладывали кору деревьев, щепки и заливали водой. Долго растирали эту массу, пока не получалась каша без комочков. Затем ее укладывали на сито тонким слоем. Вода стекала, и бумага была готова. Конечно, это была бумага не такого качества как сейчас. В наше время бумагу изготавливают примерно также, но только на специальных машинах.
Ребята, в жизни мы очень часто встречаемся с бумагой. Посмотрите, что у нас есть в группе сделано из бумаги. (ответы детей)
-А можно все предметы делать из бумаги? (Нет, она не прочная. Нельзя шить из бумаги, строить дома, делать мебель и т. п.)
- Мы с вами уже пользовались бумагой. Какие свойства бумаги вы можете назвать? (гладкая, шероховатая, тонкая, толстая и т. д.)
Вот видишь, Лесовичок, какая бывает бумага!
А сейчас прошу вас и Лесовичка пройти в нашу лабораторию для дальнейшего изучения свойств бумаги при помощи опытов. Мы – ученые. Ученые не берут сразу все предметы. Они берут только те, которые нужны для опыта.
Опыт 1. Посмотрите! Я взяла игрушку и поднесла к ней стекло. Что видим? (Видим игрушку, потому что оно прозрачное.) А теперь я возьму лист бумаги. Через бумагу видно игрушку? (Нет.)
Вывод: бумага не прозрачная.
Опыт 2. На столе 2стакана с водой. Я в один опущу металлическую ложку. Что же произошло? (Ничего) А в другой стакан опустим салфетку. Что же случилось? (Намокла, порвалась)
-Можно пользоваться бумажным зонтом?
Вывод: бумага рвется, промокает.
Опыт 3. А теперь берем две ленточки. Одну из ткани, другую из бумаги. Предлагаю вам завязать из них бантик.
Вывод: из бумаги почти нет, она рвется.
Опыт 4. Берем лист бумаги и мнем ее. Что произошло с ней? (Легко помялась) А теперь тоже сделайте с листом картона. (тяжело)
Вывод: Тонкая бумага мнется легко, а картон с трудом. Поэтому различные коробочки делают из картона. Порвать можно и тот и другой вид бумаги.
Воспитатель приглашает ребят в круг.
Д/игра «Назови правильно».
Правила: Используем слова – бумажный, бумажная, бумажные. Я называю предмет, а вы подставляете слово.
• Конверт, пачка, фантик, игрушки, газеты и т. д.
Ну и что, Лесовичок! Узнал. Ты сегодня о свойствах бумаги. (Мнется, рвется, непрозрачная, намокает)
Лесовичок благодарит ребят. Прощается и дарит «волшебную бумагу» (копировальную).
Ребята возвращаются за столы. Положите лист белой бумаги. Сверху «волшебную» блестящей стороной вниз, сверху опять лист белой бумаги. Нарисуйте и посмотрите! Копировальная бумага помогла нам нарисовать не один рисунок, а два.
На этом наша лаборатория закрывается.