Елена Савочкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Богатыри-первые защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Защитники земли русской»-конспект занятия в старшей группе.
-Продолжать расширять представление детей о Российской армии, защитниках отечества.
-Закрепить представления детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Богатыри-первые защитники Отечества“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях.
-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря: богатырь, былина, сказатель, нараспев, шлем, щит, меч, кольчуга, наручи, поножи, палица, булава, доспехи, снаряжение, оберег.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением вооружения (шлем шишак, меч и ножны, палица, щит, колчан и стрелы,лук, копьё, кольчуга); репродукция картины В. М. Васнецова «Три богатыря»; чтение былин.
Ребята 23 февраля мы будем отмечать праздник. Чей это праздник? (День защитника Отечества- праздник пап, дедушек, мальчиков, военных).
-Кто такие военные? (моряки, летчики, танкисты, пограничники). Кто служит в пехотных войсках- пехотинцы, В танковых- танкисты,в море несут службу- моряки, в небе нашу Родину охраняют пограничники, в ракетных войсках служат –ракетчики.)
-Да, все они защищают нашу Родину. С древних времён и до наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия –Родину защищать.
Обращает внимание на картину. Ребята, посмотрите на картину, кто на ней изображён? (Богатыри, воины) Что вы о них знаете (Это первые защитники нашей страны) Какие они? (Они сильные, смелые, мужественные,решительные).
Герои богатыри Древней Руси жили тысячу лет назад, а вот слава о их подвигах,как о защитниках земли русской из глубокой старины дошла до наших дней.
- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами ведь не было ни радио, ни телевидения (Из былин, сказаний, стихотворений, книг).
- Что такое былина?
(Былина произошла от слова быль, было.) Это народные песни, создавались для исполнения на пирах, праздниках.
Кто слагал былины о богатырях (Былины слагал сказитель).Это особые люди, которые по памяти рассказывали былины нараспев, подыгрывая себе на гуслях. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал о героях –богатырях, об их подвигах, о победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов защищали свою землю проявляли свою храбрость, смекалку. Вот так из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли русской. И эти подвиги отражены не только в былинах и сказках, но и в творчестве художников. Показ репродукции картины. Ребята, давайте вспомним главных героев былин. (Это -Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).Кто написал эту картину (Виктор Михайлович Васнецов).
Картина “Богатыри”-одно из лучших произведений Васнецова, над которой он работал более 20-ти лет. Сначала она называлась «Богатыри – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
Кто находится в центре картины? (Илья Муромец) Как вы догадались? (Он самый старший, мудрый и опытный богатырь). Кто слева от Ильи Муромца? (Слева- Добрыня Никитич. Справа –Алёша Попович). Расскажите об одном из этих богатырей?
Наши богатыри сидят на конях- какие они (Кони сильные, выносливые).Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).
- На картине художник изобразил заставу. Застава — это граница, место на дороге, на котором стоит специальный знак: «Здесь начинается чужая территория. Въезжать без разрешения нельзя». Вот такую заставу и охраняют три богатыря.
-- Какие доспехи богатырей вам знакомы?
(На тело богатыря поверх рубахи надета кольчуга.) Зачем она нужна богатырю? (Это железная рубашка, сплетённая из металлических колец. Она была длинная, и её носили навыпуск. Она защищала богатыря от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)
- Что надето на голову богатыря? (Шлем)Для чего он нужен был богатырю (Шлем на Руси называли шелом. Шлем изготавливали из металла. Шлем оберегал голову воина- богатыря от ударов.)
- К шлему крепилась бармица (Изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.)
(Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря).
(Поножи одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.)
Какие молодцы, давайте и мы на минутку представим себя богатырями и станем на защиту своей родины.
Физкультминутка.
«Богатыри». Дети стоят в кругу.
Богатырь – вот он каков :
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Для защиты от врагов богатырям нужно было оружие. Какое оружие вам знакомо?
(Оружием богатырей служили :лук, колчан со стрелами, палица- большая дубина с железными гвоздями, топор, меч, булава).
- Каждый богатырь имел щит. (Чтобы отражать удары недруга. Самые древние щиты имели круглую форму. Большинство щитов были деревянные, но делали их также из железа, кожи. Щит украшали, раскрашивали в красный цвет.)
(Меч был главным оружием воинов- богатырей на Руси. Он был дорогим, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах.)
- А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.
Д/И «Собери богатыря в дорогу» (дети выбирают соответствующую картинку с изображением оружия, одежды древнего воина, которая не подходит. Дети делятся на 3 группы-каждой группе своё задание)
Ребята, на рукоятке меча и ножа есть узоры. Для чего они нанесены (Для украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину. Эти узоры и о орнамент были оберегами для богатырей.) Что такое оберег? (Оберег от слова оберегать). Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца? Почему именно этот знак красное солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны (Знак солнца помогал богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.)
Ребята, посмотрите как по-разному изображали солнце. (Показ карточек с символами солнца)
– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?
(Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою.) Показ карточек с символикой воды, знаками растительности.
В преддверии праздника 23 февраля мы с вами приготовим подарки для пап и дедушек. Отгадайте загадки и скажите о чё м я говорю:
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Да, это меч и щит. Но для придания нашим папам силы, выносливости, для их защиты, мы украсим наше оружие символами –оберегами. (Звучит тихо запись «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского).Проводится выставка работ. Дети объясняют свои символы –обереги.
Ребята, много лет прошло, а мы до сих пор вспоминаем подвиги богатырей, гордимся их делами. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Какие пословицы вы знаете. (Не родом богатырь славен, а подвигом. Моё богатство-сила богатырская. моё дело –Родине служить, от врагов оборонять). Как вы понимаете: Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.)
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. Вы ещё маленькие, но много можете сделать чтобы наша Родина стала краше- нужно любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду. расти умными, сильными, здоровыми.