Приложение МААМ

Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Таболина Надежда Павловна
Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Боди-перкуссия», как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна музыкальная деятельность. Формирование чувства ритма у ребёнка - важнейшая задача педагога.

Основоположником современной теории ритмического воспитания являлся швейцарский музыкант, педагог, Ж. Э. Далькроз, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма…не может быть воспринят ритм музыкальный».

Его продолжателем стал композитор и педагог Карл Орф. Основой его системы обучения является принцип активного музицирования через активные движения. «Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. «Слушать и слышать своё тело, играть на нём, как на перкуссии-это значит пропускать музыку, её ритм непосредственно через себя».

В поиске новых технологий, инновационных подходов в развитии ритмического чувства, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само посебе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенкамизвучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самыйтонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.

Так родилась система “Body Percussion” (с лат. «звучащие жесты», дословный перевод с английского – «тело-барабан»). Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца,использование своего тела в качестве ударного инструмента. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений. Главная цель данного направления – развитие чувства ритма, а также раскрытие творческого потенциала детей через движения тела, способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Вместе с тем это позволяет получить удовольствие от процесса обучения.

Хлопки, шлепки, щелчки, притопы–это элементарные звукодвигательные выразительные средства, получившие название «звучащих жестов», которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе К. Орфа.

В отечественной практике наряду с этим классическим Орфовским набором, педагоги используют удары ладонями по плечам, груди,хлопкираскрытыми или согнутыми «лодочкой»ладонями, потирание ладоней; притопы всей стопой, пяткой, носком; шлепки одной или двумя рукамипо коленям, по бёдрам, по бокам; щелчки пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам. И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых человеком при помощи своего тела.

Данная техника широко используется в музыкальной педагогической практике по всему миру и нашла своё отражение в разработках отечественных современнных музыкантов-педагогов. Её актуальность и практическая значимость заключается, прежде всего,в формировании метроритмических навыков, двигательной координации в различных последовательностях движений, равномерным, симметричным владением правой и левой руками и ногами. А также помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать. Дети и танцоры, и музыканты одновременно. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети учатся владеть своим телом.

Body Percussion сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности и ее может освоить каждый.

Как мы можем использовать технику «бодиперкуссия" в работе с детьми? Музыка тела доступна с раннего возраста. Такую технику мы используемуже в раннем возрасте. Например, в детской игре «Ладушки», музыкальное приветствие «Здравствуйте ладошки», «Танец маленьких утят»)

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Ими можно сопровождать несложные мелодии и попевки. Именно в них полезно прорабатывать различные ритмические фигуры. При систематических упражнениях в этом направлении, становится возможно исполнение разнообразных комбинаций и ритмов. На музыкальных занятиях дошкольники первоначально осваивают такие музыкальные понятия, как ритм, темп, а движения собственного тела помогаютим в этом.

В процессе подготовки к исполнению музыкально-ритмических партитур необходимо начинать с элементарных звукодвигательных выразительных средств, т. е. с отбивания простых ритмических рисунков ладонями, кулачками. После этого можно добавлять различные вариации с притопами, шлепками и щелчками на свой вкус. С их помощью дети могут закрепить представление, например, о длительности звуков, темпе, ритме мелодии. Постепенно участники включаются в творческий процесс, где упражнения помогают «расшевелить» собственное тело и фантазию. Методическим вариантом идеи звучащих жестов на начальном этапе является фиксация смены длительностей в мелодии.

Например: все четверти - шлепки по бедрам, восьмые - хлопки в ладоши и т. д. Данная технология предполагает творческий подход, поэтому в процессе работы можно добавлять новые элементы. Упражнения можно выполнять в парах, подгруппах, группах.

Исполнять несложные ритмические рисунки можноне только по слуху, но и в более интересной для детей наглядной ритмической партитуре. (использование картинок, видео и т. д.)

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются наразных частях тела. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он обогащает свой опыт музицирования различными телесными приемами. Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуковсобственного тела, познав силу импровизации, дети получаютэффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытиясобственного потенциала. Такие ритмические упражнения можно использовать на всех этапах музыкального занятия.

В заключение хочу отметить, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать музыкальные занятия интересными и динамичными. Исполняя и создавая музыку с помощью звуков тела, дети становится соавторами и создателями собственного музыкального мира, в этом

заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 08:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Таболина Надежда Павловна (УИ 827981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД