Кристина Тараненко
Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
Пояснительная записка:
Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.
Публикация «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме» размещена в разделах
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовательного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме».
Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, неумение комментировать свои действия.
Обоснование проблемы:
Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 года – май 2023 года.
Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.
Актуальность:
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение.
Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.
Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.
Задачи проекта для детей :
1. Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);
4. Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
5. Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
7. Воспитывать умение рассуждать логически.
Задачи для педагогов:
1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;
2. Повышать педагогическую грамотность;
3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.
Задачи для родителей:
1. Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.
2. Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;
Основные принципы:
1. Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
2. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
3. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
4. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
5. Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
7. Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с
продолжительностью не более 20 минут.
Методическое обеспечение:
• «Логические блоки» Дьенеша;
• карточки с изображением символов;
• игровые поля;
• мультимедиа.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный (сентябрь 2022г - октябрь 2023г)
Мониторинг знаний детей по ФЭМП
Определение цели и задач проекта, участников проекта.
Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно»
Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков)
Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений.
Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.
Проведение ознакомительного занятия.
Предполагаемый результат.
Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.
2 этап. Основной (октябрь 2022г – май 2023г)
Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.
Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями воспитанников.
Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.
1. Дидактические и развивающие игры.
2. Подвижные игры;
3. Театрализованные игры;
4. Сюжетно-ролевая игра
5. Конструирование;
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);
в) в сюжетно-ролевых играх:
• «Магазин» - деньги обозначаются блоками.
• «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.
• «Поезд» - билеты, места.
3 Этап. Заключительный (май 2023г)
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Оценка результатов работы всех участников проекта.
Сотрудничество с семьями воспитанников:
• Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками»
• Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет
• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
• Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.
• Деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума»
Предполагаемый результат:
Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.
Предполагаемые результаты по проекту:
для детей :
Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.
Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.
Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
Подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».
для педагогов:
повышение профессионального уровня по проектной деятельности;
расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.
Консультация для педагогов: «Логические блоки Дьенеша» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
для родителей:
Установление эмоционального контакта с детьми.
Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.
Результат проекта.
• Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
• Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.
• Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
• Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
• Родители вместе с детьми представили очень интересные придуманные игровые упражнения, что понятно из составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»
• В результате все дети знают и называют основные цвета;
• все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры;
• различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур,
• умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами,
• сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств,
• определять свойства фигур на ощупь;
• умеют декодировать информацию;
• умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр:
Пособие «маленькие логики»
Карточки – символы
Домики для блоков