Папки-передвижки

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме

Кристина Тараненко
Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме

«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Пояснительная записка:

Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.

Публикация «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме» размещена в разделах

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовательного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме».

Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, неумение комментировать свои действия.

Обоснование проблемы:

Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 года – май 2023 года.

Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.

Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.

Задачи проекта для детей :

1. Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);

4. Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

5. Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.

7. Воспитывать умение рассуждать логически.

Задачи для педагогов:

1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;

2. Повышать педагогическую грамотность;

3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.

Задачи для родителей:

1. Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.

2. Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Основные принципы:

1. Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

2. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

3. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

4. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

5. Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

7. Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с

продолжительностью не более 20 минут.

Методическое обеспечение:

«Логические блоки» Дьенеша;

• карточки с изображением символов;

игровые поля;

• мультимедиа.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный (сентябрь 2022г - октябрь 2023г)

Мониторинг знаний детей по ФЭМП

Определение цели и задач проекта, участников проекта.

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно»

Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков)

Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений.

Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.

Проведение ознакомительного занятия.

Предполагаемый результат.

Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.

2 этап. Основной (октябрь 2022г – май 2023г)

Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями воспитанников.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Подвижные игры;

3. Театрализованные игры;

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Конструирование;

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);

в) в сюжетно-ролевых играх:

«Магазин» - деньги обозначаются блоками.

«Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.

«Поезд» - билеты, места.

3 Этап. Заключительный (май 2023г)

1. Обработка и оформление материалов проекта.

2. Оценка результатов работы всех участников проекта.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

• Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками»

• Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет

• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

• Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.

• Деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума»

Предполагаемый результат:

Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

Предполагаемые результаты по проекту:

для детей :

Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.

Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

Подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».

для педагогов:

повышение профессионального уровня по проектной деятельности;

расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.

Консультация для педагогов: «Логические блоки Дьенеша» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

для родителей:

Установление эмоционального контакта с детьми.

Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

Результат проекта.

• Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.

• Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.

• Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.

• Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.

• Родители вместе с детьми представили очень интересные придуманные игровые упражнения, что понятно из составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»

• В результате все дети знают и называют основные цвета;

• все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры;

• различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур,

• умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами,

• сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств,

• определять свойства фигур на ощупь;

• умеют декодировать информацию;

• умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

Материал, используемый при проведении проекта:

Картотека дидактических игр:

Пособие «маленькие логики»

Карточки – символы

Домики для блоков

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактический куб из фетра для развития мелкой моторики и логического мышления детей раннего возрастаДидактический куб из фетра для развития мелкой моторики и логического мышления детей раннего возраста Особенно в раннем возрасте важно развитие мелкой моторики для получения независимости ребёнка в бытовых ситуациях. Ребёнок, у которого развита.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольниковЛогико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников Дошкoльное детство – это период интенсивного развития психических процессов. Oдним из наиболее важных процессов является мышление. Основными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме
Опубликовано: 26 июня 2024 в 19:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Тараненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД