Тулпарова Индира Руслановна
Конспект НОД в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по теме : "Блокадный Ленинград".
Цель: познакомить детей с историей нашей страны, героическим прошлым города Ленинграда.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Блокадный Ленинград“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда».
Активизация словаря: страна, Великая Отечественная война, Отечество, армия, танки, самолёты, пулемёты, бомбы, Москва, столица, Родина, Санкт-Петербург, враг, солдаты, медсёстры, фронт, памятник.
Обогащение словаря: «дорога жизни», кольцо блокады, немецко-фашистские захватчики, вооружение, бомбоубежище, ленинградцы, Ладожское озеро, наступление, «Разорванное кольцо»
Развивающие:
Развивать у детей интерес к истории своей страны;
Развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Воспитывать уважение к ветеранам, участникам войны, жителям блокадного Ленинграда.
Воспитывать уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству, стремление сознательно гордиться великим историческим событиям, победами, достижениями;
Воспитывать гражданина и патриота своей страны. Воспитатель:
В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.
Город, в котором жила девочка называется сейчас Санкт-Петербург
В то время, когда жила Таня город назывался Ленинград.
И вдруг в один день все это счастье оборвалось.
(Звучит голос Ю. Левитана «Началась война»)
Воспитатель.
Близко подошли враги к городу, могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Город оказался в блокаде.
Запись сирены
Что такое блокада, ребята? (Ответы детей)
Фашистам удалось окружить город. Немцы днем и ночью бомбили и обстреливали Ленинград. Враги не просто подошли близко к городу, но и окружили его. Теперь нельзя было выехать из города ни на машине ни на поезде. А когда город окружен врагами это называется блокадой.
Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друг друга своим теплом.
(Под звуки метронома воспитатель читает стихотворение Елена Ительсон- МЕТРОНОМ)
Это просто счетчик ритма – метроном,
Звук Блокады.
Ритм пощады
Входит в дом.
Иногда бывает страшно слышать звук.
Это холод.
Это голод.
Сердца стук.
Это знак что есть живые.
Звук в стене
Это там, они больные верят мне.
Верят, что спасет от смерти метроном.
Верят, что беда в конверте минет дом.
Верят, что наступит счастье навсегда.
Воспитатель:
Метроном – это сердце города Ленинграда, положите руку себе на грудь, чувствуете? ТУК-ТУК, ТУК- ТУК это ваше сердечко.
Так и у блокадного города тоже было сердце. Когда жители города слышали звуки метронома, они знали что город жив и есть еще надежда на мирное небо над головой.
Воспитатель:
Война была Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они копали окопы, делали землянки и сражались с немецкими войсками, вели бой, но в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали о своих близких и родных, детях, женах, матерях и пели и слушали песни.
Давайте и мы сейчас сядем у нашего костра и послушаем песню военных лет «Бьется в тесной печурке огонь.»
Воспитатель:
В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.
По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная -дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили стариков и детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливали машины — но дорога существовала.
Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление.
18 января 1944 года блокада была прорвана,
а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют!
На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо»
Священное место, для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей.
На Пискаревском кладбище горит вечный огонь.
В честь обороны города создан «Зеленый пояс славы». Одним из памятников «Зеленого пояса славы»- «Аллея дружбы» соединяет «Цветок жизни». На этой аллее посажены 900 берез - по количеству суровых блокадных дней Ленинграда. Он посвящен детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми.
В мирное время есть такая традиция, дети завязывают ленточки на березку в память о погибших детях.
- Давайте и мы в память о погибших детях завяжем ленточки на нашем дереве (дети завязывают)
В городе создан музей и памятник одной девочке «Тани Савичевой»
В те тяжелые блокадные дни, она похоронила всех своих родных: маму, бабушку, тетю и дядю и осталась совсем одна. Это она записала в блокнотике.
Так же в городе есть музей «Обороны Ленинграда»
Многие ленинградцы и дети, что обороняли свой город во время блокады, были награждены медалью «За оборону Ленинграда»
Показать детям медаль.
За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой»
Воспитатель:
Мы никогда не забудем те страшные годы. И будем всегда помнить о погибших, кто не сдал наш город ВРАГУ.
Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания.
Минута молчания
Наше занятие закончилось. Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство.
Память о них мы сохраним в наших сердцах.