Инна Самотокина
Методическая разработка по применению дидактической игры «Безопасный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасный город
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 "Пчелка"
муниципального образования город-курорт Анапа
Вид методической разработки : дидактическая игра
Тема: «Путешествие по городу»
для детей 2 – 7 (8) лет
Воспитатель: Сомотокина Инна Александровна
г-к. Анапа
2019 г.
Оглавление.
Предисловие…. …. 2
Введение…. 2-3
Основная часть
Публикация «Методическая разработка по применению дидактической игры „Безопасный город“» размещена в разделах
1. Цель и задачи…. …. 3-4
2.3.4. Теоретические основы и методические рекомендации…. …. …4-5
5. Перспективный план…6
6. Условия реализации данной методической разработки…. 7
7. Перечень используемого оборудования и материалов…7
8. Ожидаемые результаты…. …. 7-8
9. Список использованной литературы…. 8
Приложение….9-10
1 Предисловие.
Игра - это одна из наиболее приемлемых, доступных, интересных для маленького пешехода форм деятельности, в том числе и по усвоению правил дорожного поведения. Игры по ПДД направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения маленького пешехода на дороге. Игры по ПДД направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребёнка на дороге. Принимая участие в той или иной игре по ПДД, дошкольники учатся действовать по ситуации и быстро реагировать на сложившиеся условия, думая не только о себе, но и об окружающих. В игровой форме дети легче усваивают правила дорожного движения. Поэтому моей целью является создание дидактической игры «Путешествие по городу», которая отлично послужит хорошим помощником для взрослых и педагогов в более простом, эффективном обучением правилам дорожного движения. Такой игрой очень легко может пользоваться небольшая группа детей(3-4человека) самостоятельно, предварительно обученных внутренними правилами игры. Задумка дидактической игры состоит в том, чтобы знания, которые необходимо получить ребёнку, можно было вложить более интересным, увлекательным способом. Данная игра позволяет сделать развивающее обучение намного проще, уверенней, эффективней для восприятия каждого ребёнка. Путешествие по городу позволит разнообразить сюжетную ситуацию и получить возможность по-новому обыграть её на дорогах макета. Также эта игра даёт возможность объединить родителей и детей в общий игровой процесс. В этой игре дети не только познакомятся с новым материалом, но и закрепят полученные знания, умения и навыки. Такой необычный город имеет множество достоинств, которые отсутствуют у настольных игр. Такой город в несколько раз больше настольной игры, ей можно пользоваться как на столе, так и на ковре, взять на прогулку такой непосредственный метод позволяет ещё больше заинтересовать ребёнка, тем что позволяет разнообразить место проведения игры. Игра имеет множество ярких фигурок для передвижения по игровому полю, свою оригинальность и не имеет больше аналогов. В неё мы сможем, вложить частичку нашей души и любви. Поэтому я считаю, что дошкольники будут играть с большим удовольствием в данную дидактическую игру
Введение.
С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации родителям, взрослым и педагогам важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД, потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребёнка, его безопасности. Как лучше передать знания по ПДД маленьким пешеходам? Конечно, в виде игры, так как она является основным средством обучения дошкольников. Правилам ПДД нужно учить детей с раннего возраста
2
Почему правилам ПДД нужно учить детей с раннего возраста? Статистические данные свидетельствуют о том, что причина дорожно-транспортных происшествий (ДТП) - чаще всего сами дети. К этому приводит то, что дети не знакомы даже с самыми элементарными правилами поведения улице, а также то, что взрослые равнодушно относятся к поведению детей на дороге. Маленькие дети ещё не имеют опыта управлять своим поведением на проезжей части, частенько переоценивая свои возможности. Они считают, что они достаточно ловкие, чтобы успеть быстро перебежать дорогу. Дети могут внезапно появиться на дороге перед мчащейся машиной, а то и затеять весёлую игру прямо на проезжей части. В связи с этим возникают опасные ситуации, нередко приводящие к ДТП и детскому травматизму.
В детских садах ПДД ребятишек начинают учить на третьем году жизни.
Правильно воспитывая и обучая детей с малых лет ПДД, можно избежать опасностей на дороге.
Ребенок достаточно рано начинает интересоваться окружающие его миром, в эту заинтересованность неизбежно входить и знакомство с транспортом, дорогой. По мере взросления дети начинают примерять роли, как пешехода, пассажира так и водителя. С раннего детства ребенку необходимо разъяснять ПДД, а особенно важно укреплять знания собственным примером. Необдуманное, неправильное поведение взрослого пешехода, пассажира, водителя может дать толчок к неправильному формированию знаний, навыков безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте, быть опасным не только для него самого, но и для окружающих. Задача взрослых- научить ребенка основам безопасного поведения, воспитать грамотного и ответственного участника дорожного движения. Не попадать в ситуации угрожающие его жизни и здоровью или здоровью других людей, научить предвидеть опасность, соблюдать ППД. Игра предназначена для детей всех
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.
Задачи:
-активизация внимания родителей ребёнка на проблеме обучения дошкольников ПДД
-осознание ребёнком важности проблемы правильного поведения на дороге
-формирование у детей практических навыков поведения в разных ситуациях городского движении, выработка соответствующей модели поведения
- развивать у детей внимательность, самостоятельность, ответственность на дороге;
- способствовать у детей старшего дошкольного возраста развитию коммуникативных навыков;
3
- развивать у детей чувство самосохранения, осторожности на дороге;
-стимулировать у детей познавательную активность;
-научить детей правильно использовать правила дорожного движения используя дорожные знаки и строение улицы.
Теоретические основы и методические рекомендации по организации и проведению предложенного мероприятия.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми :
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Данная дидактическая игра это : макет, который представляет собой игровое наглядное пособие по изучению ПДД и безопасности дорожного движения дошкольников.
Игровое поле - это баннер, на котором изброжены: дорога, тротуар, пешеходный переход, газон, здания, мосты, тротуары, СТО и т. д. Во время игры дети пользуются макеты, которые находится в конвертах. Конверты яркие с обозначением, что находится внутри. В конвертах находятся дорожные знаки, транспортные средства; грузовые машины, спец транспорт, водно-воздушный транспорт, мотоциклы, велосипеды, коляски. Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. С помощью игрового поля и макетов дети знакомятся со светофором, пешеходным переходом, видами транспорта. При помощи дидактической игры воспитатель знакомит детей, что такое проезжая часть, пешеходная дорожка, тротуар, пешеходный переход, а люди, которые находятся в транспорте могут являться пассажирами или водителями. Люди, идущие по тротуару, называются пешеходы. Используя, такую дидактическую игру дети будут с интересом слушать воспитателя и конечно они будут лучше воспринимать материал. Дети лучше будут ориентироваться в пространстве выполняя задания (впереди – сзади, больше – меньше, длиннее – короче, лево – право). Игра изготовлена из экологически чистых материалов. Дидактическая игра предназначена для самостоятельной игры, которая должна заинтересовать детей к знакомству с правилами дорожного движения. Также эту игру можно использовать в проведении бесед, викторин, игр по ПДД.
Играя с дидактической игрой, воспитатель знакомит детей с видами транспорта: легковой, грузовой. Закрепляет знания о названиях транспорта: автобус, трамвай, троллейбус и т. д.
4
Можно с детьми поиграть в игру «Кто управляет транспортным средством», «Найди нужный знак», «Поставь дорожный знак», «Маленький пешеход», «Красный желтый и зеленый». Воспитатель показывает транспортное средство. Ребёнок называет его и называет, кто им управляет. Во время игры закрепляют понятия : пешеход, водитель. Ещё один вариант игры с дидактической игрой - это детям предлагают на игровом поле расставить макеты дорожных знаков «Осторожно, дети!», «Угадай какой знак». «Светофор», например, возле детского сада или школы, «Пешеходный переход», «Въезд запрещен» и так далее. После того как дети расставили дорожные знаки они объясняют, почему они поставили знаки именно на эту часть улицы тем самым мы учим детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитываем умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Рассматривая с детьми игровое поле, воспитатель задает детям вопросы:
Где должны передвигаться пешеходы?
Где ездят машины?
Какие дома вы видите на улице (многоэтажные, одноэтажные, высокие, низкие)
Что обозначают дорожные знаки?
Как правильно переходить улицу.
Какие сигналы светофора вы знаете? и т. д.
Можно предложить ребятам изготовить своими руками новые макеты для игры на игровом поле.
Это могут быть – светофоры, фигурки людей, машины и т. д.
Играя в эту игру, у детей расширяется словарный запас, активизируется словарь новыми словами, развивается мелкая моторика рук.
Так же можно играть в дидактические игры
«Угадай вид транспорта по описанию», «Кто нарушил ПДД», «Четвёртый лишний», «Весёлый светофор»
Сюжетно-ролевая игра «Инспектор ДПС», «Гараж», «СТО»
Работая с дидактической игрой можно прочитать детям произведения:
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер».
Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»
Н. Носов «Автомобиль»
И. Гурина «Светофор», С. Маршак «Правил уличных не зная…».
Н. Кончаловская «Самокат»
Г. Демыкина «Песенка дорожных знаков»;
После прочтения произведений, рассматриваем иллюстрации и обсуждаем ситуации на дороге.
5
Перспективный план
№ п\п Дата Тема Задачи (или формы, содержание, план)
1. 30.10.2019 Беседа «Азбука дорожного движения». Цель: закреплять знания детей о ПДД, формировать основы безопасного поведения.
10. 11 2019 Чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль». Уметь оценить поступки героев. Учить детей анализировать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанно.
2. 27.11.2019 Конструирование из бумаги «Светофор» Цель: продолжать учить детей конструированию из бумаги с использованием схемы-выкройки; закреплять умение анализировать схему; совершенствовать умение дополнять аппликацией заготовку; развивать глазомер; повторить значение показаний светофора. Материал: картон, трубочка, цветная бумага, клей
3. 17.12.2019 Дидактическая игра «Разложи по группам». Закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса
4. 20.02.2020 Сюжетно ролевая игра «Безопасная улица» - Сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах. Проверяют документы и водителей. Следят за соблюдением ПДД пешеходов
6
Условия реализации данной методической разработки.
Работа с дидактической игрой предполагает разноплановую работу с детьми дошкольного возраста, с использованием разных форм и методов обучения и воспитания детей: беседы, наблюдения, экскурсии, прогулки, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические игры, игры- соревнования, праздники, конкурсы и т. д.
Перечень используемого оборудования и материалов.
1. Игровое поле - баннер;
2. Макеты;
3. Раздаточный материал (карточки с знаками дорожного движения);
4. Ноутбук;
5. Презентация «Правила дорожного движения»;
6. Иллюстрации к произведениям о ПДД;
7. Форма инспектора ППС
Ожидаемые результаты
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- развитие творческих способностей;
- формирование устойчивого познавательного интереса.
- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
7
-ознакомление с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп - предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
-практическое применение знаний, умений и навыков, полученных в игре.
Список использованной литературы
В. Иришин «Прогулка по городу»,
Энциклопедии на тему транспорта.
Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.
В. Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год
«Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».
Г. П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.
Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку» - М: «Скрипторий 2003г»,2008г.
8