Елена Чучуваткина
Консультация «Без игры нет детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Чучуваткина Елена Александровна
МБДОУ д/с № 3 «Умка» структурное подразделение д с «Золотой ключик»
Статья «Без игры нет детства»
Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово
«игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не
только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных
эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового,
жизнерадостного малыша. Игра – это умение весело и непринужденно
Публикация «Консультация „Без игры нет детства“» размещена в разделах
учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со
взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.
Но откуда берется в человеке это умение играть?
Игра зарождается, когда ребенок находится еще в грудном возрасте. Но
значение этого возраста для развития игры обычно недооценивается
взрослыми. Это очень трудный период и для малышей, и для родителей. Играть
с малышом мама начинает, когда купает, поет, двигает его ручками, ножками,
в так называемые «игры-переклички» меняя интонацию голоса. Активно
действовать, играть ребенок может только в состоянии комфорта, когда его
ничего не беспокоит, он сыт и выспался.
Особый предмет заботы для родителей – игрушки. До трех месяцев игрушка
подвешивается над грудью лежащего ребенка. Она будет вызывать интерес до
тех пор, пока малыш ее не изучит. Хорошо, если одну и ту же игрушку можно
располагать так, чтобы ребенок мог видеть ее в разных ракурсах, доставать из
разных положений. Не стремитесь дать малышу сразу много игрушек.
Если вы считаете, что ваш малыш недостаточно активен, покажите ему разные
действия с каким-либо предметом (что-то спрятать в коробочку, закрыть ее,
открыть, погреметь и т. д.). Дайте возможность ребенку действовать не только
с игрушками, но и с различными безопасными предметами. Пусть предметы
будут разных форм и цвета из разных материалов.
В настоящей игре всегда присутствует одушевление предметов,
одухотворение природы. Это приходит к ребенку от взрослых. Мудрая
народная педагогика донесла до нас много потешек, стихотворений. Игры-
шутки, игры-потешки были постоянными спутниками детства на Руси.
Увидели с малышом солнышко, обратились к нему: «Солнышко, солнышко,
выгляни на бревнышко». Игра приходит в мир ребенка от вас, любящих
родителей. Познание мира предметов, их свойств и преобразований
продолжается всю жизнь. С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок
практически познает мир людей: как они действуют с предметами, как
относятся к животным, друг другу, как проявляют заботу, нежность,
внимание. Ребенок, играя, начинает воспроизводить отдельные наиболее
значимые и понятные ему события из настоящей жизни, но он не копирует их,
а многое делает «понарошку», «как будто».
Кто из вас не наблюдал, как малыш, едва научившись сам есть, кормит
«понарошку» куклу, мишку? Рано познакомившись с машиной или лошадью,
он «едет» на стуле или «скачет» верхом на палочке.
Малыш счастлив оттого, что он создатель и творец своей игры. Он сам, а не
взрослые (как в других серьезных делах) начинает и ведет игру, сам находит
игрушки и по своему их использует.
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников,
становиться ясным, что играют они «в настоящую жизнь». Трехлетний
ребенок уже знает свой дом, двор, улицу, если книги и сказки начинают
входить в его жизнь, ему есть во что поиграть. Вот дочка, как и мама, ласково
напевая, укладывает куклу; вот шалун вдруг притих и сосредоточенно
«читает» газету, как папа, затем деловито идет за инструментом и
«ремонтирует свою машину.
Чтобы обогатить игру ребенка, необходимо постоянно расширять его
кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному
участию во всех домашних делах, читать и рассказывать ему сказки, рассказы,
стихи, рассматривать вместе с ним картины, слушать музыку. Ребенок играет
в то, что его по-настоящему заинтересовало, удивило, обрадовало, а иногда и
огорчило. Если ребенок повторяется в игре, не вносит в нее ничего нового,
играет вяло, возможно ему нужны новые впечатления. С возрастом
увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поездку
на море, поход в лес, строительство дома и т. д. В игру вносятся
фантастические и необычные элементы: таинственное подводное царство,
летающие тарелки и т. д. Игра становится продолжительной, в ней
воспроизводится больше жизненных эпизодов. С возрастом не только
появляются новые игры, но и преобразуются старые. «Дочки-матери»,
«Больница» и т. д. – эти игры не надоедают детям, потому что им близки и
дороги, по содержанию, всякий раз в них вносится что-либо новое,
подмеченное в жизни, услышанное в случайной беседе взрослых и др.
Трехлетний ребенок сосредоточенно кормит своих «дочек» - кукол, «учит их
вытирать рот салфеткой», «гуляет с дочками во дворе», заходит «в магазин».
Дети шести- семи лет тоже играют в «дочки-матери». Они сооружают дом,
делают кровати для «дочек». Одна из кукол у них младенец, другая невеста.
Легко фантазируя, они необычно правдиво, детально воспроизводят
некоторые жизненные эпизоды. Присмотритесь внимательно к игре, и вы
легко узнаете себя и своих близких и, может быть, по-другому оцените
некоторые свои поступки.
Ребенку порой можно и даже нужно показать, как играть с игрушкой. Можно
незаметно озадачить ребенка, подать ему новую идею для игры : «Твоя машина
так долго не может сдвинуться с места. Наверное, бензин кончился?» Иногда
одна уместная реплика полностью меняет отношение к игрушке.
Будет ли игра развиваться дальше, зависит от вашего отношения к тем
палочкам, чуркам, камушкам, которыми так дорожат все дети и которые так
часто раздражают родителей.
Вспомните себя в детстве – сколько радости доставляли все поделки из
коробок, камушек. Газет, как дорожили вы настоящим, драгоценным
блестящим камнем. Сколько выдумки, находчивости и трудолюбия проявляли
вы, используя всякие ненужные взрослые предметы. Если вы будете
запрещать дочке или сыну использовать безопасный бросовый материал,
развитие игры затормозится, вы ограничите и развитие его в ней любой
нужный, недостающий предмет заменяется другим.
Но чем старше дети, тем чаще они используют жесты и слова. Постепенно речь
Занимает все больше место в игре детей, отдельные эпизоды не
проигрываются, а проговариваются: «Сейчас мы летим над высокими горами,
осторожно! Впереди скала!»- говорит штурман летчику. Вся драматичность
игровой ситуации выражена интонационно богатой речью, мимикой и
жестами. Если этого дети делать не умеют, им трудно включиться в
совместные со сверстниками игры.
Выразительности поведения, эмоциональному общению дети учатся быстрее,
если вы не монотонно, а ярко, образно читаете им сказки и стихи. Посещая театр,
смотря детские передачи по телевизору и, конечно, играя со старшими сверстниками,
ваш ребенок не только получит много интересных впечатлений, но и научится передавать
их другим.
В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Игры
становятся богаче по содержанию, в них появляется много фантазии.
Оберегайте эти игры, относитесь к ним с уважением.
Наряду с индивидуальными играми дети с самого раннего возраста стремятся к играм
со сверстниками. Коллективные игры более динамичны, эмоциональны, чем
одиночные. Ребенок испытывает радость от общения со сверстниками.
Доброжелательные, общительные, быстрые на выдумку дети – хорошие
партнеры, часто лидеры.
Эмоционально богатое, доброжелательное общение, безусловно, передается
детям от старших. В семьях, где царят доверие друг к другу, внимание это
проявляется в поведение и речи взрослых. Дети из таких семей легче вступают
в деловой и игровой контакт с товарищами, любят совместные игры, избегают
конфликтов, легко идут на компромисс, не унижая себя и других.
И от вас, родителей, зависит внесет ли игра радость в дом, научит ли она
ребенка познавать, любить и созидать мир.