Лучший педагог года

Консультация «Без игры нет детства»

Елена Чучуваткина
Консультация «Без игры нет детства»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Чучуваткина Елена Александровна

МБДОУ д/с № 3 «Умка» структурное подразделение д с «Золотой ключик»

Статья «Без игры нет детства»

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово

«игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не

только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных

эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового,

жизнерадостного малыша. Игра – это умение весело и непринужденно

Публикация «Консультация „Без игры нет детства“» размещена в разделах

учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со

взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.

Но откуда берется в человеке это умение играть?

Игра зарождается, когда ребенок находится еще в грудном возрасте. Но

значение этого возраста для развития игры обычно недооценивается

взрослыми. Это очень трудный период и для малышей, и для родителей. Играть

с малышом мама начинает, когда купает, поет, двигает его ручками, ножками,

в так называемые «игры-переклички» меняя интонацию голоса. Активно

действовать, играть ребенок может только в состоянии комфорта, когда его

ничего не беспокоит, он сыт и выспался.

Особый предмет заботы для родителей – игрушки. До трех месяцев игрушка

подвешивается над грудью лежащего ребенка. Она будет вызывать интерес до

тех пор, пока малыш ее не изучит. Хорошо, если одну и ту же игрушку можно

располагать так, чтобы ребенок мог видеть ее в разных ракурсах, доставать из

разных положений. Не стремитесь дать малышу сразу много игрушек.

Если вы считаете, что ваш малыш недостаточно активен, покажите ему разные

действия с каким-либо предметом (что-то спрятать в коробочку, закрыть ее,

открыть, погреметь и т. д.). Дайте возможность ребенку действовать не только

с игрушками, но и с различными безопасными предметами. Пусть предметы

будут разных форм и цвета из разных материалов.

В настоящей игре всегда присутствует одушевление предметов,

одухотворение природы. Это приходит к ребенку от взрослых. Мудрая

народная педагогика донесла до нас много потешек, стихотворений. Игры-

шутки, игры-потешки были постоянными спутниками детства на Руси.

Увидели с малышом солнышко, обратились к нему: «Солнышко, солнышко,

выгляни на бревнышко». Игра приходит в мир ребенка от вас, любящих

родителей. Познание мира предметов, их свойств и преобразований

продолжается всю жизнь. С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок

практически познает мир людей: как они действуют с предметами, как

относятся к животным, друг другу, как проявляют заботу, нежность,

внимание. Ребенок, играя, начинает воспроизводить отдельные наиболее

значимые и понятные ему события из настоящей жизни, но он не копирует их,

а многое делает «понарошку», «как будто».

Кто из вас не наблюдал, как малыш, едва научившись сам есть, кормит

«понарошку» куклу, мишку? Рано познакомившись с машиной или лошадью,

он «едет» на стуле или «скачет» верхом на палочке.

Малыш счастлив оттого, что он создатель и творец своей игры. Он сам, а не

взрослые (как в других серьезных делах) начинает и ведет игру, сам находит

игрушки и по своему их использует.

Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников,

становиться ясным, что играют они «в настоящую жизнь». Трехлетний

ребенок уже знает свой дом, двор, улицу, если книги и сказки начинают

входить в его жизнь, ему есть во что поиграть. Вот дочка, как и мама, ласково

напевая, укладывает куклу; вот шалун вдруг притих и сосредоточенно

«читает» газету, как папа, затем деловито идет за инструментом и

«ремонтирует свою машину.

Чтобы обогатить игру ребенка, необходимо постоянно расширять его

кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к посильному

участию во всех домашних делах, читать и рассказывать ему сказки, рассказы,

стихи, рассматривать вместе с ним картины, слушать музыку. Ребенок играет

в то, что его по-настоящему заинтересовало, удивило, обрадовало, а иногда и

огорчило. Если ребенок повторяется в игре, не вносит в нее ничего нового,

играет вяло, возможно ему нужны новые впечатления. С возрастом

увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поездку

на море, поход в лес, строительство дома и т. д. В игру вносятся

фантастические и необычные элементы: таинственное подводное царство,

летающие тарелки и т. д. Игра становится продолжительной, в ней

воспроизводится больше жизненных эпизодов. С возрастом не только

появляются новые игры, но и преобразуются старые. «Дочки-матери»,

«Больница» и т. д. – эти игры не надоедают детям, потому что им близки и

дороги, по содержанию, всякий раз в них вносится что-либо новое,

подмеченное в жизни, услышанное в случайной беседе взрослых и др.

Трехлетний ребенок сосредоточенно кормит своих «дочек» - кукол, «учит их

вытирать рот салфеткой», «гуляет с дочками во дворе», заходит «в магазин».

Дети шести- семи лет тоже играют в «дочки-матери». Они сооружают дом,

делают кровати для «дочек». Одна из кукол у них младенец, другая невеста.

Легко фантазируя, они необычно правдиво, детально воспроизводят

некоторые жизненные эпизоды. Присмотритесь внимательно к игре, и вы

легко узнаете себя и своих близких и, может быть, по-другому оцените

некоторые свои поступки.

Ребенку порой можно и даже нужно показать, как играть с игрушкой. Можно

незаметно озадачить ребенка, подать ему новую идею для игры : «Твоя машина

так долго не может сдвинуться с места. Наверное, бензин кончился?» Иногда

одна уместная реплика полностью меняет отношение к игрушке.

Будет ли игра развиваться дальше, зависит от вашего отношения к тем

палочкам, чуркам, камушкам, которыми так дорожат все дети и которые так

часто раздражают родителей.

Вспомните себя в детстве – сколько радости доставляли все поделки из

коробок, камушек. Газет, как дорожили вы настоящим, драгоценным

блестящим камнем. Сколько выдумки, находчивости и трудолюбия проявляли

вы, используя всякие ненужные взрослые предметы. Если вы будете

запрещать дочке или сыну использовать безопасный бросовый материал,

развитие игры затормозится, вы ограничите и развитие его в ней любой

нужный, недостающий предмет заменяется другим.

Но чем старше дети, тем чаще они используют жесты и слова. Постепенно речь

Занимает все больше место в игре детей, отдельные эпизоды не

проигрываются, а проговариваются: «Сейчас мы летим над высокими горами,

осторожно! Впереди скала!»- говорит штурман летчику. Вся драматичность

игровой ситуации выражена интонационно богатой речью, мимикой и

жестами. Если этого дети делать не умеют, им трудно включиться в

совместные со сверстниками игры.

Выразительности поведения, эмоциональному общению дети учатся быстрее,

если вы не монотонно, а ярко, образно читаете им сказки и стихи. Посещая театр,

смотря детские передачи по телевизору и, конечно, играя со старшими сверстниками,

ваш ребенок не только получит много интересных впечатлений, но и научится передавать

их другим.

В индивидуальные игры дети играют долго, даже в школьном возрасте. Игры

становятся богаче по содержанию, в них появляется много фантазии.

Оберегайте эти игры, относитесь к ним с уважением.

Наряду с индивидуальными играми дети с самого раннего возраста стремятся к играм

со сверстниками. Коллективные игры более динамичны, эмоциональны, чем

одиночные. Ребенок испытывает радость от общения со сверстниками.

Доброжелательные, общительные, быстрые на выдумку дети – хорошие

партнеры, часто лидеры.

Эмоционально богатое, доброжелательное общение, безусловно, передается

детям от старших. В семьях, где царят доверие друг к другу, внимание это

проявляется в поведение и речи взрослых. Дети из таких семей легче вступают

в деловой и игровой контакт с товарищами, любят совместные игры, избегают

конфликтов, легко идут на компромисс, не унижая себя и других.

И от вас, родителей, зависит внесет ли игра радость в дом, научит ли она

ребенка познавать, любить и созидать мир.

Публикации по теме:

«На златом крыльце сидели» — дворовые игры нашего детства«На златом крыльце сидели» — дворовые игры нашего детства Детство – самое беззаботное и безмятежное время для человека. Всё свободное время дети играют. В игре развиваются самые нужные для дальнейшей.

«Палисадники детства». Консультация для родителей из цикла «Малое краеведение»«Палисадники детства». Консультация для родителей из цикла «Малое краеведение» Возле дома - палисадник самой дивной красоты. Поражают разноцветьем симпатичные цветы: Колокольчики, ромашки, ноготки и васильки… А над.

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Фотоотчет реализации социально-педагогического проекта «Игры нашего детства»Фотоотчет реализации социально-педагогического проекта «Игры нашего детства» Итоги реализации проекта «Игры нашего детства Вот и завершился социально-педагогический проект «Игры нашего детства», который был реализован.

Консультация для родителей «Берегите природу с детства»Консультация для родителей «Берегите природу с детства» 5 июня. Всемирный день окружающей среды «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».

Консультация для родителей «Колыбельные песни — поэзия раннего детства» Консультация для родителей «Колыбельные песни- поэзия раннего детства»Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельные песни –.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства»Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?»Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?» В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями.

Консультация для родителей «Старые добрые игры нашего детства»Консультация для родителей «Старые добрые игры нашего детства» Уважаемые родители, вы замечаете, во что сейчас играют ваши дети? Не секрет, что дети всё чаще стали проводить много времени, сидя за.

Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей: «Воспитываем патриотов с детства». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Без игры нет детства»
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 17:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Без игры нет детства»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чучуваткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД