Александра Червякова
Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования лего-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Научная статья "Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования Лего-технологии"
Содержание:
На современном этапе развития российской системы образования, в условиях введения ФГОС, привлечение внимания специалистов к проблеме выявления и развития творческих способностей и применения новых современных методик на музыкальных занятиях является особенно важным.
Публикация «Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования лего-технологии» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ФГОС ДО заключает в себе требования и к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие, в аспекты которого входит и музыкальная деятельность ребенка.
Анализ музыкальных способностей воспитанников ДОО позволил выявить следующие проблемы:
1. Неточное интонирование детьми музыкальных примеров. 70 % детей не слышат высоту звуков, вследствие чего не могут точно воспроизвести предложенные мелодии, песни.
2. Недостатки при повторении ритмических рисунков, выполнении заданий в предложенном ритме. 80 % детей не могут точно воспроизвести ритмический рисунок, либо совместить пение или танцевальные движения с музыкальным ритмом.
3. Сложность при описании характера прослушанных музыкальных произведений. 60% детей испытывают затруднения при высказывании о настроении, темпе, эмоциональных оттенках музыки.
Для решения выше упомянутых проблем требуется интеграция в программу развития музыкальных способностей ребенка новых методик и технологий.
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства.
Наше образовательное учреждение стремится использовать современные приемы и методы в работе с детьми, учитывая актуальность, и, удовлетворяя тем самым информационные, игровые и музыкальные потребности воспитанников. Одним из таких инновационных методов считаются LEGO-технологии, значимость которых отмечена в свете внедрения ФГОС ДО, так как они:
1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
2. позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
3. формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
4. объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир без границ.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, на опыте познаются конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Создается неповторимая атмосфера творения, успеха, познаются законы гармонии и красоты.
Lego – уникальный конструктор, он полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Интеграцию с областью художественно-эстетического развития мы представляем в форме музыкального Lego-моделирования. Перефразируя Н. А. Бернштейна, советского психофизиолога, создателя нового направления – физиологии активности, можно сказать, что детям мало слушать музыку, им надо знать, как она устроена внутри, как функционирует, как рождается. Никакое слушание произведения или слова педагога о музыке не могут заменить «живого действия».
Процесс музыкального LEGO -моделирования включает три элемента:
1. субъект (исследователь) – ребёнок дошкольного возраста;
2. объект исследования – компоненты музыкального языка, музыкальной выразительности;
3. модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта – конструктивное воплощение компонентов музыкальной выразительности.
Моде ль (фр. mod le, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе – музыкальном произведении. Итоговая конструктивная LEGO-модель - это упрощённое представление реальных музыкальных процессов и явлений.
Компоненты, которые возможно моделировать с помощью конструктора Lego :
1. темп – частота постановки блоков обозначает скорость движения (быстро = близкое расположение блоков, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);
2. метр и размер – используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование – использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения сильной и слабых долей);
3. ритм – используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;
4. звуко-высотные отношения – используется естественное пространственное моделирование, почти полностью соответствующее нотной записи, возможно цветовое моделирование;
5. динамика – конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости и переходы динамики;
6. фактура и партитура – использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их – партитура.
7. музыкальная форма – создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения.
В процессе музыкального моделирования с помощью конструктора Lego решаются следующие задачи:
1. использование ребенком всех своих возможностей;
2. активное применение фантазии и способности к творчеству;
3. формирование умения выражать свои чувства через осязаемое моделирование;
4. исследование возможности конструирования, изучение окружающего пространства;
5. развитие музыкально-слуховых способностей;
6. развитие концентрации внимания, нервно-психических процессов.
Одни и те же музыкальные произведения или отдельные компоненты музыкального языка могут иметь много разных видов моделей. Это говорит о том, что в основе музыкального LEGO-моделирования лежит создание игровой модели для творческого музицирования. Общее направление музыкального моделирования можно выразить формулой «Сделай видимым!».
Известная игра «Музыкальная лесенка», дети предварительно сами строят лесенку из 3, 5 или 7 ступеней и передвигают Лего - человечка по ступеням вверх или вниз, в зависимости от движения мелодии, под музыкальное сопровождение или пение педагога или ребенка.
В игре на развитие ритмического слуха «Ритмическое лото» дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности.
В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная. Так же можно выложить грустный или веселый смайлик из деталей. Старшие дошкольники могут построить домик в соответствии с настроением музыки – из темных деталей если это минор, и светлый, если мажор.
В игре на развитие динамического слуха «Тихо-громко» можно использовать принцип соотношения цвета или размера с силой звучания музыки.
В рамках взаимодействия с родителями я планирую провести
1. консультацию «Роль создания музыкальных образов из Лего –элементов в музыкально-эстетическом развитии детей».
2. Мастер-класс на тему: «Создание музыкальных инструментов с
помощью Лего-кубиков».
3. Открытое занятие «Волшебный мир музыки и Лего».
В заключение хочу сказать, что моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны нервно-психического развития дошкольника.