Наталья Бороздина
Консультация «Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном поселке» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном поселке» (из опыта работы).
Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной.
Публикация «Консультация „Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном поселке“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мое село, мой поселок
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; механизаторы работают на полях и т. д.);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Чтобы дети "почувствовали" свой поселок, им нужно о нем рассказать и показать его, познакомить с его достопримечательностями.
В младшей группе детям еще трудно представить себе поселок, поэтому знакомство с ним начинается с близлежащих улиц. На прогулке вокруг детского сада показывала и объясняла, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы длинные. Детский сад находиться на одной улице, а дома в которых живут дети могут находиться на другой улице. У каждой улицы есть свое название, а у каждого дома свой номер. Во время целевых прогулок, рассматривая с детьми дома на улице, повторяла: «В нашем поселке Советский много улиц, наш поселок очень красивый» и дети постепенно запоминали название поселка. Особое внимание уделяла наблюдению за работой по благоустройству поселка, улиц, участков в детском саду. Обращала внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Жители хотят, чтобы их поселок был красивым. Постепенно подводила детей к пониманию того, что они хоть и маленькие, но тоже жители поселка, и должны делать все возможное, чтобы их родной поселок был красивым.
В средней группе с детьми совершали небольшие целевые прогулки по близлежащим улицам, экскурсии, а так же проводила занятия по ознакомлению с родным поселком. Основная часть этих занятий - вызвать у детей чувства восхищения красотой родного поселка, родной страны, подчеркнуть, что все вокруг создано руками людей, которые жили очень, очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано их руками. Большая часть работы проходила вне занятий - это беседы, разговоры с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдение.
Начиная со старшей группы, знакомлю детей с историей родного поселка и его достопримечательностями. Большое внимание уделяю обучению детей ориентировке в близлежащих улицах. Во время прогулок обращаю внимание детей на новое, положительное, что происходит вокруг.
Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.
Работу по знакомству с достопримечательностями родного поселка провожу с определенной последовательностью:
• история возникновения поселка ;
• история названия улиц поселка : рассказ о названиях первых улиц, с чем связано их название;
• здания поселка : в поселке много разных по значению зданий - дома, школа, дом культуры, почта, сберкасса, врачебная амбулатория, магазины и т. д.
• музей;
• памятник погибшим защитникам Отечества.
Все время напоминаю детям, что они жители своего поселка, пока они не могут делать что-то значительное для поселка, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в поселке.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому я изготовила и использую в своей работе разнообразные дидактические игры и пособия, содержание которых согласовывается с задачами воспитания, а форма доступна каждому ребёнку. Дидактические игры являются составной частью непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов повседневной жизни. А также оформила развивающую среду и изготовила :
• фотоальбом «Наш поселок»;
• фотоальбом «Жизнь в детском саду»;
• уголок символики России и Краснодарского края, герб и флаг района.
Всю работу стараюсь строить таким образом, чтобы она повышала детскую мыслительную активность. Этому помогают примеры сравнения, вопросы, индивидуальные задания, нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Только тогда мы можем с гордостью сказать, что воспитали настоящих патриотов своего поселка и своей Родины. Ведь все начинается с малого!